Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный. М. Монтень Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь. Дистервег Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь. Дистервег Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный. М. Монтень Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь. Дистервег Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь. Дистервег
Ключевые компетенции в образовании, их смысл, значение и способы формирования теоретический семинар теоретический семинар 2 ноября 2010г 2 ноября 2010г
Актуальность Современное общество, новый уровень развития экономики выдвигают новые требования к результатам и качеству образования: выпускник школы должен быть компетентным, мобильным, способным решать жизненные и профессиональные проблемы Современное общество, новый уровень развития экономики выдвигают новые требования к результатам и качеству образования: выпускник школы должен быть компетентным, мобильным, способным решать жизненные и профессиональные проблемы В образовательном процессе должен стать приоритетным компетентностный подход В образовательном процессе должен стать приоритетным компетентностный подход
Понятия компетентности Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним. Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Компетенция- способность, возникающая при освоении учащимися социального опыта человечества, т.е. включающая знания, умение действовать по образцу, умение принимать решения в проблемных ситуациях, личностные ориентации. Компетенции – это готовность ученика использовать у
Компетентностный подход - это освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в нестандартных ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Компетентностный подход - это освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в нестандартных ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Ключевые компетенции - результат образования, выражающийся в овладении социально-значимым набором способов деятельности, универсальным по отношению к предмету воздействия. Ключевые компетенции - результат образования, выражающийся в овладении социально-значимым набором способов деятельности, универсальным по отношению к предмету воздействия.
Проблемный анализ Оценка качества образования в международных исследованиях PISA выявила недостаточную сформированность ключевых компетенций у школьников России Оценка качества образования в международных исследованиях PISA выявила недостаточную сформированность ключевых компетенций у школьников России
Результаты по всем направлениям исследования PISA ЧтениеЕстествознание Решение проблем Математика
Проблемный анализ 60% - 80% педагогов не могут раскрыть сущность понятий «компетенция», «компетентность» 60% - 80% педагогов не могут раскрыть сущность понятий «компетенция», «компетентность» 30% - 40% педагогов затрудняются ответить на вопрос «Какие ключевые компетенции Вы должны формировать у учащихся?» 30% - 40% педагогов затрудняются ответить на вопрос «Какие ключевые компетенции Вы должны формировать у учащихся?» В образовательной деятельности отсутствует система по формированию ключевых компетенций школьников В образовательной деятельности отсутствует система по формированию ключевых компетенций школьников
Проблема Педагогическая деятельность учителей недостаточно направлена на формирование ключевых компетенций учащихся
Цель Направление педагогической деятельности учителя на высокий уровень формирования ключевых компетенций учащихся
Задачи Изучить современные подходы к вопросу формирования ключевых компетенций учащихся Изучить современные подходы к вопросу формирования ключевых компетенций учащихся Внедрить новые педагогические технологии, направленные на формирование ключевых компетенций учащихся Внедрить новые педагогические технологии, направленные на формирование ключевых компетенций учащихся Разработать и внедрить систему мониторинга сформированности ключевых компетенций учащихся Разработать и внедрить систему мониторинга сформированности ключевых компетенций учащихся Усилить практическую ориентацию образования Усилить практическую ориентацию образования
Прогнозируемый результат Знание педагогами современных подходов по формированию ключевых компетенций Знание педагогами современных подходов по формированию ключевых компетенций Применение новых педагогических технологий, направленных на формирование ключевых компетенций учащихся. Применение новых педагогических технологий, направленных на формирование ключевых компетенций учащихся. Создание системы мониторинга уровня сформированности ключевых компетенций учащихся Создание системы мониторинга уровня сформированности ключевых компетенций учащихся Повышение уровня формирования ключевых компетенций учащихся Повышение уровня формирования ключевых компетенций учащихся
Компетентностная модель обучения строится на следующих положениях Компетентностная модель обучения строится на следующих положениях 1. Ученик - субъект учебной деятельности, в ходе обучения он совершенствуется, изменяется. Процесс усвоения знаний идет через формирование учебной деятельности, через формирование общепредметных ( коммуникативных, ценностно- смысловых, интеллектуальных, оценочных, организационных) и предметных компетенций: лингвистических, математических, естественно- научных и др. Ученика следует научить пользоваться полученными знаниями, а также осуществлять собственную деятельность по овладению знаниями 1. Ученик - субъект учебной деятельности, в ходе обучения он совершенствуется, изменяется. Процесс усвоения знаний идет через формирование учебной деятельности, через формирование общепредметных ( коммуникативных, ценностно- смысловых, интеллектуальных, оценочных, организационных) и предметных компетенций: лингвистических, математических, естественно- научных и др. Ученика следует научить пользоваться полученными знаниями, а также осуществлять собственную деятельность по овладению знаниями
2. Для того чтобы ученик стал субъектом учения, необходимо организовать исследовательскую деятельность школьников, поставить их в такие условия, в каких бывают ученые а момент открытия нового знания, понятий, законов. 2. Для того чтобы ученик стал субъектом учения, необходимо организовать исследовательскую деятельность школьников, поставить их в такие условия, в каких бывают ученые а момент открытия нового знания, понятий, законов. 3. Учет ведущих новообразований на каждом этапе развития личности. Ведущим новообразованием младшего школьника при формировании учебной деятельности является теоретическое, абстрактное мышление. 3. Учет ведущих новообразований на каждом этапе развития личности. Ведущим новообразованием младшего школьника при формировании учебной деятельности является теоретическое, абстрактное мышление. 4. Пусковым механизмом учебной деятельности учащихся является рефлексия, которая помогает обнаружить дефицит знаний, необходимый для решения практических задач. 4. Пусковым механизмом учебной деятельности учащихся является рефлексия, которая помогает обнаружить дефицит знаний, необходимый для решения практических задач.
5. Постановка учебных или практических задач, которая помогает изменить самого действующего субъекта. 5. Постановка учебных или практических задач, которая помогает изменить самого действующего субъекта. 6. Подобное моделирование учебного занятия предполагает и иную форму его проведения- 6. Подобное моделирование учебного занятия предполагает и иную форму его проведения- « учебный диалог» « учебный диалог» 7. В таком диалоге учителю отводится особая роль – не мастера по натаскиванию знаний,а партнера по совместной деятельности, который имеет право на свою точку зрения, но она не должна быть авторитарной, навязанной учащимся « сверху». Учитель- также субъект деятельности, субъект педагогического творчества, умело организующий совместную работу. 7. В таком диалоге учителю отводится особая роль – не мастера по натаскиванию знаний,а партнера по совместной деятельности, который имеет право на свою точку зрения, но она не должна быть авторитарной, навязанной учащимся « сверху». Учитель- также субъект деятельности, субъект педагогического творчества, умело организующий совместную работу.
8. Не менее важным компонентом современного занятия является самоконтроль и самооценка учащимися своей деятельности. 8. Не менее важным компонентом современного занятия является самоконтроль и самооценка учащимися своей деятельности. 9. Широкое использование интеграции знаний и межпредметных связей с целью формирования общей картины мира и возможности применять знания в различных ситуациях. 9. Широкое использование интеграции знаний и межпредметных связей с целью формирования общей картины мира и возможности применять знания в различных ситуациях. 10. Развитие творческих способностей, созидательных качеств личности школьника. 10. Развитие творческих способностей, созидательных качеств личности школьника.
Результаты работы учащихся при компетентностной модели обучения 1. Отношение учащихся к учебному труду как к личностной ценности, воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока на основе сформированной ценностно- смысловой компетенции. 1. Отношение учащихся к учебному труду как к личностной ценности, воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока на основе сформированной ценностно- смысловой компетенции. 2. Отношение учащихся к учителю, друг к другу на основе сформированной коммуникативной компетенции. 2. Отношение учащихся к учителю, друг к другу на основе сформированной коммуникативной компетенции.
3. Объективная направленность деятельности учеников на образование и развитие соей личности, уровень самостоятельности, самодеятельности учащихся на уроке как проявление личностной компетенции. 3. Объективная направленность деятельности учеников на образование и развитие соей личности, уровень самостоятельности, самодеятельности учащихся на уроке как проявление личностной компетенции. 4. Наличие у учащихся познавательного интереса как свидетельство интеллектуальной компетенции. 4. Наличие у учащихся познавательного интереса как свидетельство интеллектуальной компетенции.
Учитель, помни! Формируя ключевые компетенции ученика, Вы во многом определяете его дальнейшую судьбу. Ведь именно Вы закладываете фундамент его будущей мобильности, социальной адаптированности, успешности. Формируя ключевые компетенции ученика, Вы во многом определяете его дальнейшую судьбу. Ведь именно Вы закладываете фундамент его будущей мобильности, социальной адаптированности, успешности.
Педагогические чтения Выступают: Выступают: 1.Чайкина С.Н. 2. Могилевцева В.И. 3.Чванова Н.И. 4. Клёпова И.Е. 5.Некрасова М.Н. 6. Лазуткина Н.М. 7. Кобзев Г.Н. Присутствуют: Кожухова Г.И, Кадиева Н.Н, Беликова И.П, Чайко Н.И, Львова В.П, Захарова Д.Л, Боброва Т.А, Медведева Л.И, Шалимова В.В, Герасимова С.В, Репина Ю.И, Тупикина Л.М, Шатеева О.Н, Хорошилова Е.А, Могилевцева Ю.И, Обухов В.В, Дорогавцева Е.Н. Выступают: Выступают: 1. Анисимова М.Н. 1. Анисимова М.Н. 2. Лукашик И.А. 2. Лукашик И.А. 3. Толстых Г.Н. 3. Толстых Г.Н. 4. Перова Н.И. 4. Перова Н.И. 5. Скульская А.Н. 5. Скульская А.Н. 6. Животова С.В. 6. Животова С.В. 7. Ярыгина Т.Н. 7. Ярыгина Т.Н. 8. Меньшикова В.М. 8. Меньшикова В.М. Присутствуют: Исаенкова Е.А, Гончарова Л.В, Мицкевич С.А, Коротеева Т.В, Рощина Н.П, Бородина В.Н, Андреева Э.В, Черных Н.Н, Коротких Т.Д, Ревякина Г.А, Кудрявцева С.В, Иванникова Е.Ю, Шеламова Л.Ю, Колпащикова О.Г, Норицына М.С, Захарова М.К.