Особенности восстановления речи у детей с последствиями очаговых поражений мозга
Проблема восстановления речевой функции у детей с последствиями черепно-мозговой травмы (ЧМТ), инсульта и нейроинфекций в настоящее время является малоизученной.
Частота инсультов у детей по литературным данным колеблется в пределах 2-7 на 100 тыс. детей в год. Частота инсультов у детей по литературным данным колеблется в пределах 2-7 на 100 тыс. детей в год на 100 тысяч- распространенность этого заболевания в детской популяции; из них геморрагические инсульты регистрируются с частотой 2.9, а ишемические- 7.8 на 100 тыс. в год ( данные Национального центра статистики здоровья США за 1999 г.) 13.5 на 100 тысяч- распространенность этого заболевания в детской популяции; из них геморрагические инсульты регистрируются с частотой 2.9, а ишемические- 7.8 на 100 тыс. в год ( данные Национального центра статистики здоровья США за 1999 г.)
По данным T. Colak с соавт.(2012),по сводной статистике лишь около 30% пациентов детского возраста с травматическим повреждение мозга имеют хорошее восстановление (без учета сотрясения мозга). По данным T. Colak с соавт.(2012),по сводной статистике лишь около 30% пациентов детского возраста с травматическим повреждение мозга имеют хорошее восстановление (без учета сотрясения мозга). Этиология и патогенез цереброваскулярных и нейрохирургических заболеваний различен.
Последствия очаговых поражений головного мозга в результате инсульта и черепно-мозговой травмы практически одинаковы: у больных в той или иной степени нарушаются речевая и другие высшие когнитивные функции у больных в той или иной степени нарушаются речевая и другие высшие когнитивные функции возникают двигательные и психические расстройства возникают двигательные и психические расстройства нарушение самообслуживания нарушение самообслуживания нарушается система коммуникации. нарушается система коммуникации. При определении группы инвалидности именно нарушения речи являются важнейшим ведущим фактором.
Исследованием нарушения речи и ВПФ у детей и подростков с последствиями очаговых поражений головного мозга занимались : М.Г.Храковская, А.В.Семенович, Л.С.Цветкова, В.П.Зыков, С.В.Зайцев М.Г.Храковская, А.В.Семенович, Л.С.Цветкова, В.П.Зыков, С.В.Зайцев (возникновение и преодоление речевых нарушений у детей и подростков) ; К.Вернике, Х. Джексон, А.Хед, А.Пик, А.Куссмауль, С.Я. Давиденков, И.М.Тонконогий (вопросы неврологической классификации афатических расстройств); К.Вернике, Х. Джексон, А.Хед, А.Пик, А.Куссмауль, С.Я. Давиденков, И.М.Тонконогий (вопросы неврологической классификации афатических расстройств); Р.Якобсон, В.К. Орфинская и др. (методы лингвистической классификации афазии ); Р.Якобсон, В.К. Орфинская и др. (методы лингвистической классификации афазии );
Б.Г.Ананьев, С.Н.Астахов и др. Б.Г.Ананьев, С.Н.Астахов и др. (наиболее исследован психолого-педагогический подход); Э.С.Бейн, Л.С.Цветкова, Т.Г.Визель, А.Ю. Обуховская (исследования восстановления экспрессивной и импрессивной сторон речи ); Э.С.Бейн, Л.С.Цветкова, Т.Г.Визель, А.Ю. Обуховская (исследования восстановления экспрессивной и импрессивной сторон речи ); А.Р.Лурия, Л.С.Цветкова, В.М.Коган, Э.Г.Симерницкая, А.В.Семенович, Е.Д.Хомская (восстановление нарушенных неречевых функций). А.Р.Лурия, Л.С.Цветкова, В.М.Коган, Э.Г.Симерницкая, А.В.Семенович, Е.Д.Хомская (восстановление нарушенных неречевых функций).
Для преодоления проблем связанных с последствиями очаговых поражений головного мозга возникшими в результате перенесенных инсультов, черепно-мозговых травм и нейроинфекций необходима комплексная реабилитация, которая включает в себя: Для преодоления проблем связанных с последствиями очаговых поражений головного мозга возникшими в результате перенесенных инсультов, черепно-мозговых травм и нейроинфекций необходима комплексная реабилитация, которая включает в себя: медикаментозную терапию медикаментозную терапию занятия в отделении лечебной физкультуры и массажа занятия в отделении лечебной физкультуры и массажа физиопроцедуры физиопроцедуры занятия с нейропсихологами и нейродефектологами(логопедами). занятия с нейропсихологами и нейродефектологами(логопедами). музыкотерапия музыкотерапия
Дети с последствиями перенесенных ЧМТ имели речевые нарушения:
Дети с последствиями перенесенных инсультов имели речевые нарушения: Дети с последствиями перенесенных инсультов имели речевые нарушения:
Дети с последствиями перенесенных нейроинфекций имели речевые нарушения: Дети с последствиями перенесенных нейроинфекций имели речевые нарушения:
Степень выраженности речевых нарушений у детей с последствием очаговых поражений мозга:
Из данных диаграмм у детей с последствиями очаговых поражений мозга отмечаются речевые нарушения: Из данных диаграмм у детей с последствиями очаговых поражений мозга отмечаются речевые нарушения: Сочетанные нарушения: афазия+дизартрия; Сочетанные нарушения: афазия+дизартрия; Дифазия развития; Дифазия развития; Афазия; Афазия; Дизартрия; Дизартрия; Дислексия, дисграфия. Дислексия, дисграфия. Речевые нарушения имеют в основном тяжелую и среднюю степень выраженности.
Предполагаем: Предполагаем: экспериментально определить зависимость эффективности восстановления речи от времени и локализации очага поражения; экспериментально определить зависимость эффективности восстановления речи от времени и локализации очага поражения; от возраста, в котором произошло поражение головного мозга; от возраста, в котором произошло поражение головного мозга; начала коррекционной работы в условиях стационара. начала коррекционной работы в условиях стационара.
Приоритетным направлением нашего исследования является обоснование и разработка алгоритма деятельности логопеда по коррекционно- восстановительному обучению детей и подростков с последствиями очаговых поражений головного мозга. Приоритетным направлением нашего исследования является обоснование и разработка алгоритма деятельности логопеда по коррекционно- восстановительному обучению детей и подростков с последствиями очаговых поражений головного мозга.