1 Развитие мелкой моторики. Подготовка руки ребёнка к школе путём графических упражнений. Ум ребенка находится на кончиках его пальцев В.А.Сухомлинский
2 М.И.Сеченов писал: «Движение руки человека наследственно не определено, а возникает в процессе воспитания и обучения,как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой»
Мелкая моторика- это Совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. 3
4 Зачем нужно развивать мелкую моторику? Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук - один из показателей психического развития ребенка. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе. Мелкая моторика – основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственные представления.
5 При недостатках развития мелкой моторики дети: Неспособны провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную). Испытывают трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (цифры, геометрической фигуры). Отсутствует желание рисовать, лепить, заниматься ручным трудом. В школе, очень медленный темп письма.
Влияние мелкой моторики на развитие всего организма ребёнка 6 Работа головного мозга Состояние желудка Состояние кишечника Работа печени и почек Работа сердца
7 Этапы развития мелкой моторики в дошкольном возрасте путём графических упражнений. Работа по развитию мелкой моторики во всех возрастных группах начинается с обследования руки ребёнка и рекомендаций для родителей
1 этап. Подготовительный. ( начинается со второй младшей группы ) 1.Знакомство с карандашом; 2. Графические упражнения «Дорожки»; 3. Закрашивание – умение видеть контур (сначала даём на примере геометрических фигур, затем простейших контуров предметов) 8
2 этап. Автоматизация процесса работы пальцев с карандашом (средняя группа) 1. Усложняются графические упражнения: Удлиняется длина дорожек, усложняются виды дорожек. Копирование по контуру, по точкам. Работа с трафаретом (рамки и вкладыши) 2.Ориентирование на листе бумаги с использованием шаблонов геометрических фигур. 9
10
3 этап. Творческий (старшая группа) 1.Составление предметных, а затем сюжетных рисунков из геометрических фигур по образцу, а после по замыслу. 2. Знакомство со штриховкой. 3. Ориентировка на листе бумаге и знакомство с тетрадью в крупную клетку. 11
4этап.Подготовка руки к письму. 1.Графические диктанты. 2.Более сложные виды штриховки. 3.Знакомство с тетрадью в косую линию. 4.Игры с пуговицами. 5.Игры с палочками. 6.Шнуровки, рисование верёвочкой. 7.Дорисовка( по принципу симметрии) 8.Повторное обследование руки ребёнка и рекомендации для родителей. 12
13 5. Игры с палочками. 6. Шнуровки, рисование верёвочкой. 7. Дорисовка( по принципу симметрии)
Пальчиковые игры Развивают Ловкость Речь детей Образное мышление Гибкость Звуковую культуру речи Умение управлять своими движениями Творческую активность Кругозор детей 14
15 Памятки и стендовая информация для родителей Трафареты, линейки Цветные карандаши краски Бумага разного формата и цвета раскраски ножницы Условия для закрепления полученных навыков в самостоятельной деятельности
Работа с родителями - Это одно из важнейших направлений в работе по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев и подготовки руки ребёнка к письму. Основная задача Формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. 16
Ознакомительная работа Родительское собрание Мастер – класс Семинары- практикумы Индивидуальные консультации Папки – передвижки Выставки детских работ 17
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше ее взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее». В.А.Сухомлинский