Учебный курс «Проектирование интерфейса пользователя» Преподаватель: к. т. н. Пескова Ольга Вадимовна
Лекция 1 Введение в предметную область
Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 1.3 Понятие человеко-машинного интерфейса Человеко-машинный интерфейс Три ракурса (видения) человеко-машинного интерфейса
История человеко-машинного взаимодействия Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 1. 4 ENIAC (Electronic Numerical Integrator and Calculator) 0) Никакого человеко-машинного интерфейса. 1) Буквенно-цифровой интерфейс. 2) Графический интерфейс. 3) Научно-фантастический? Xerox Alto Xerox Star 8010 Apple Lisa
Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 1. 5 Проектированиевзаимодействия «Картина мира» человеко-машинного взаимодействия
Модели человеко-машинного взаимодействия Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 1.6 © Кент Л. Норман, 2008 Модели объектов интерфейса Системная модель пользователя Концептуальная модель Когнитивная модель Ментальная модель Модель интерфейса
Модели человеко-машинного взаимодействия (2) Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 1.7 © Кент Л. Норман, 2008 Примеры моделей объектов интерфейса
Тенденции развития индустрии программного обеспечения Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 1. 8 Из статьи А.Кузнецова Эмоциональный дизайн или тайна четвёртой волныЭмоциональный дизайн или тайна четвёртой волны, 2009
Взгляд на создание успешных продуктов Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 1. 9 Примеры баланса © Алан Купер, 2009
Проектирование целостного опыта взаимодействия, или эволюция процесса разработки ПО (1) Проектирование интерфейса пользователя. Лекция © Билл Бакстон, 2007 (1) Статус Кво в разработке ПО (2) Явное включение этапа дизайна в самое начало процесса Проблема первых подходов: 1)Отсутствие представлений о пользователях 2)Конфликт между потребностями людей и приоритетами разработки 3)Отсутствие надёжного процесса проектирования желанных продуктов
Проектирование интерфейса пользователя. Лекция © Билл Бакстон, 2007 (3а) Необходимость взаимодействия всех команд на всех этапах создания ПО (3б) Предварительные научные исследования Проектирование целостного опыта взаимодействия, или эволюция процесса разработки ПО (2)
Ментальные модели, модели реализации и представления Проектирование интерфейса пользователя. Лекция © Алан Купер, 2009 Пример. Adobe Photoshop. Диалог Variations. Пример. ICE Book Reader Professional. Диалог добавления профиля. Многие программы следуют модели реализации
Человеко-центрированный подход. Стандарт ISO )фокус на пользователей, их цели, задачи и среду; 2)вовлечение пользователей в процесс; 3)критическая важность оценки; 4)итеративность проектирования; 5)целостность опыта взаимодействия (UX); 6)мультидисциплинар- ность команды. Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Принципыпроектирования Жизненный цикл в соответствии с человеко-центрированным подходом
План проектирования программного продукта Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 1. 14
План работы в этом семестре 1) Лекции – 1-2 в неделю. 2)Лабораторные работы – 4 задания: a)Исследование пользователей и предметной области – до 30 баллов; b)Концептуальное проектирование – до 30 баллов; c)Оценка проектного решения – до 25 баллов; d)Презентация и обсуждение результатов проектирования – до 15 баллов. 3)«Зачёт» автоматом: a)от 65 баллов + 50% посещений лекций; b)команде – лидеру по баллам. Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 1. 15
Основная литература 1) Купер А., Рейман Р., Кронин Д. Алан Купер об интерфейсе. Проектирование взаимодействия. – Пер. с англ. – Спб.: Символ-Плюс, – 688с., ил. 2) Розенфельд Л., Морвиль П. Информационная архитектура в Интернет, 2-е издание. – Пер. с англ. – СПб: Символ- Плюс, – 544 с. Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 1. 16
Дополнительная литература (1) 1)Тидвелл Дж. Разработка пользовательских интерфейсов. – СПб.: Питер, – 416 с.: ил. 2)Гарретт Дж. Веб-дизайн: книга Джесса Гарретта. Элементы опыта взаимодействия. – Пер. с англ. – СПб.: Символ-Плюс, – 192 с.: ил. 3)Норман Дональд А. Дизайн промышленных товаров. – Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», – 348 с.: ил. – Парал. тит. англ. 4)Thomas Tullis, William Albert Measuring the User Experience: Collecting, Analyzing, and Presenting Usability Metrics. – Publisher: Morgan Kaufmann. – – 336 p. – The Morgan Kaufmann Series in Interactive Technologies. 6)Catherine Courage, Kathy Baxter Understanding Your Users: A Practical Guide to User Requirements Methods, Tools, and Techniques. – Publisher: Morgan Kaufmann. – – 810 p. – The Morgan Kaufmann Series in Interactive Technologies. 7) Buxton Bill Sketching user experience: getting the design right and the right design. – The Morgan Kaufmann Publishers. – – 444 p. Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 1. 17
Дополнительная литература (2) 7)Norman K. L. Cyberpsychology: an introduction to human-computer interaction. – Cambridge university press. – – p )Lazar J. Research methods in human-computer interaction / Feng J. H., Hochheiser H. – John Wiley & Sons Ltd. – – p )Dix A. Human-computer interaction / Finlay J., Abowd G. D., Beale R. – Pearson Prentice Hall. – – p )Нильсен Я. Веб-дизайн: книга Якоба Нильсена. – Пер. с англ. – СПб.: Символ-Плюс, – 512 с.: цв. ил. 11) Мандел. Т. Разработка пользовательского интерфейса. – Пер. с англ. – М.: ДМК Пресс, – 416 с.: ил. (Серия «Для программистов»). 12)Раскин Д. Интерфейс: новые направления в проектировании компьютерных систем. – Пер. с англ. – СПб: Символ-Плюс, – 272с., ил. 13) Купер А. Психбольница в руках пациентов или Почему высокие технологии сводят нас с ума и как восстановить душевное равновесие. – Пер. с англ. – Спб.: Символ-Плюс, – 336с., ил. Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 1. 18
Ссылки по теме и др. Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 1. 19
Слайды к лекциям Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 1. 20
Бонусные иллюстрации. К чему ведут нарушения принципов человеко-центрированного подхода Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 1. 21
Бонусные иллюстрации. Терминология Проектирование интерфейса пользователя. Лекция © Ден Саффер, 2007 © Карен МакГрейн, 2010 Пограничные предметные области Человеко-компьютерное взаимодействие Эргономика Инженерная психология Информационная архитектура Графический (визуальный ) дизайн Промышленный дизайн и другие
Бонусные иллюстрации. Эволюция процесса разработки ПО по Алану Куперу Проектирование интерфейса пользователя. Лекция © Алан Купер, 2009