Ф ОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ, НРАВСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
ПЛАН Формирование научного мировоззрения учащихся. Формирование нравственной культуры. Развитие эстетической культуры учащихся в педагогическом процессе. Формирование гражданской культуры учащихся.
ЗАДАЧИ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ развитие интеллектуальной культуры личности и познавательных мотивов деятельности; формирование навыков мыслительной деятельности учащихся; совершенствование у учащихся навыков рациональной организации учебного труда; формирование научного мировоззрения.
Ф АКТОРЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ окружающая среда; средства массовой информации; достижения науки и техники; произведения различных видов искусства.
ПУТИ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ 1– систематическое обучение учащихся, построенное на основе принципов развивающего обучения; 2 – внеклассная работа по развитию умственных способностей.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ – специфическая форма сознания человека, включающего в себя обобщенную систему его знаний, взглядов, убеждений и идеалов, в которых выражается его отношение к природе и обществу и которые определяют его социальную и нравственно-эстетическую позиции и поведение в различных жизненных сферах.
ВИДЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ : мифологическое ; религиозное; обыденное (житейское); научное.
Знания – система научных истин, связанных с осмыслением и пониманием сущности природных и общественных явлений. Взгляды – суждения, субъективный вывод человека, связанный с объяснением природных и общественных явлений и выражающий его отношение к этим явлениям. Убеждения – совокупность глубоко осмысленных и эмоционально пережитых идей, определяющих твердость жизненных позиций личности, характер ее деятельности и поведения. Идеал (греч. – идея, понятие, представление) – это осмысление и эмоциональное принятие наивысшего совершенства в различных жизненных сферах; то, что становится целью деятельности личности, ее жизненным стремлением.
Ф УНКЦИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ просветительная; воспитательная; развивающая; организационная; прогностическая.
Д ИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ : обеспечение глубокой научной доказательности, логической убедительности и непротиворечивости всех усваиваемых выводов мировоззренческого характера; соблюдение принципа историзма при изучении программного материала (раскрытие генезиса и сложных путей развития истины в науке, осознание закономерностей эволюции природных явлений и общественно-экономических изменений); развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся в процессе урочных и внеклассных занятий; учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса; влияние личности учителя (авторитет педагога, демонстрация им собственных мировоззренческих позиций).
МОРАЛЬ форма общественного сознания, система выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности.
НРАВСТВЕННОСТЬ это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства как доброта, честность, справедливость, трудолюбие, ответственность, порядочность и т.д.
ЦЕЛЬ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ формирование у учащихся нравственного сознания, нравственных чувств, нравственных навыков и привычек поведения.
Нравственное сознание – знание моральных принципов и норм, осмысление соответствия своей моральной позиции принятым в обществе нормам. Нравственные ценности – значимость объектов окружающего мира для человека, группы людей, общества в целом; оценка этой значимости, исходя из моральных принципов, норм, идеалов, установок, целей Нравственные чувства – субъективное восприятие человеком моральных норм, принципов, идеалов, проявляющееся в его отношении к себе, к окружающим людям, к природе, к происходящим событиям, ко всей окружающей действительности. Нравственное поведение – сознательное следование человека в собственных действиях и поступках моральным принципам и нормам.
К РИТЕРИИ НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ глубина осмысления правил морали; степень развитости и сформированности нравственных умений, навыков и привычек нравственного поведения; характер моральной ориентации в сложных нравственных ситуациях; степень принципиальности; меры нравственной требовательности к себе, к людям; характер поведения наедине с собой и в коллективе; наличие гуманистических черт характера и поведения; степень уважительного и доброжелательного отношения к людям; уровень развития чувства собственного достоинства; уровень развития совести, чести, стыда.
Э СТЕТИКА философская наука о прекрасном в действительности, об особенностях познания и преобразования мира «по законам красоты», об общих закономерностях искусства
О СНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ЭСТЕТИКИ прекрасное и безобразное
Э МОЦИИ душевное переживание, волнение БЫВАЮТ положительные и отрицательные
ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ заключается в эстетическом отношении к миру, требует развитой способности к восприятию формы, цвета, композиции, стиля, тональности, мышления художественными образами, музыкального слуха.
Э СТЕТИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО субъективное эмоциональное состояние, вызванное оценочным отношением человека к эстетическим явлениям действительности или искусства.
Э СТЕТИЧЕСКАЯ ПОТРЕБНОСТЬ устойчивая нужда в общении с художественно- эстетическими ценностями
Эстетическое сознание – осознанное эстетическое отношение, выраженное совокупностью идей, теорий, взглядов. Эстетический идеал – центральное звено эстетического сознания, социально обусловленное представление о красоте. Эстетическое суждение – идейно- эмоциональная оценка эстетического явления.
Художественно- эстетический вкус эстетическое сознание + эстетическое чувство
Ф УНКЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Раскрытие мира реально существующей красоты. Воспитательная функция искусства. Художественно-эстетическое просвещение. Функция развития (способность к художественному творчеству). Организационно-педагогическая функция (занимает свободное время). Средство самовыражения. Катарсис.
ЗАДАЧИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ : формирование эстетических знаний; воспитание эстетической культуры; овладение эстетическим и культурным наследием; формирование эстетических отношений; развитие эстетических чувств; формирование эстетических потребностей; формирование эстетического идеала формирование стремления быть прекрасным во всем: мыслях, делах, поступках, внешнем виде.
ПУТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ : 1) учебный процесс; 2) внеклассная и внешкольная воспитательная работа с учащимися.
П РАВО это совокупность норм и правил поведения людей, выраженных в законах, постановлениях государственных органов власти, и регулирующих отношения (межличностные, производственные и др.) между гражданами в данном обществе.
Ф УНКЦИИ ПРАВА РЕГУЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ЗАЩИТНАЯ ИЛИ ОХРАНИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ
Правовая культура личности
З АДАЧИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ : Добиваться усвоения учащимися системы знаний по вопросам государства и права. Воспитывать уважительное отношение школьников к законам своего государства, убеждать в необходимости их выполнения. Прививать учащимся навыки правомерного поведения, потребность активно защищать в установленном порядке интересы и права, как личные, так государственные и общественные. Вырабатывать у воспитанников активную гражданскую позицию, нетерпимость к нарушителям правопорядка.