©
"Мы учимся всю жизнь, не считая десятка лет, проведенных в школе". Габриэль Лауб Вместо эпиграфа
Одной из ведущих идей человечества в настоящее время является идея непрерывного образования. Главный смысл этой идеи – постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование каждого человека на протяжении всей его жизни.
В предшествующие периоды истории относительное постоянство структуры и содержания образования были обусловлены относительно медленной эволюцией развития человека, общества, общественного производства.
Полученные человеком знания и умения сохраняли ценность на протяжении всей его жизни, образование по принципу "образование на всю жизнь". Полученные человеком знания и умения сохраняли ценность на протяжении всей его жизни, образование по принципу "образование на всю жизнь". Преобладающий тип образования - "законченный"
В индустриальном обществе система образования является поточной системой, оно служит целям индустриального производства, готовит работоспособные элементы индустриального механизма. При этом образование неизбежно является или стремится быть ХОРОШО ОТЛАЖЕННЫМ МЕХАНИЗМОМ, индустрией по производству кадров.
В условиях "конечного" образования во ВСЕМ МИРЕ обострились проблемы: - функциональной грамотности; - квалификационной безработицы; - дефицит политических, экономических, правовых и других знаний. В условиях "конечного" образования во ВСЕМ МИРЕ обострились проблемы: - функциональной грамотности; - квалификационной безработицы; - дефицит политических, экономических, правовых и других знаний.
- ускоренные темпы обновления техники и технологии - социальный прогресс Тенденции последних десятилетий: - радикальное изменение форм организации труда и т.д., стали значительно опережать темпы смены поколений!
Международный терроризм, преступность, наркомания. Развитие национальных и религиозных движений. Международная миграция рабочей силы. Нарастание стрессовых ситуаций, рост психических заболеваний. Нарастание стрессовых ситуаций, рост психических заболеваний. Экологический кризис и т.д.
Динамизм современной цивилизации, усиление роли личности в обществе и производстве, интеллектуализация труда предполагают замену формул "Образование на всю жизнь" "Образование через всю жизнь"! "Образование на всю жизнь" "Образование через всю жизнь"!
Рыночная экономика в силу чрезвычайной подвижности своей конъюнктуры вынуждает людей: Постоянно учиться, повышать квалификацию, менять профессию, работу и т. д.
Коренным образом изменяется идеология человечества: - Вера в спасение человечества посредством справедливого общественного устройства (со времен эпохи Просвещения); - Построение совершенного общества приведет к совершенству отдельного человека. - Понимание, что основой прогрессивного развития каждой страны и всего человечества является сам Человек, его нравственная позиция, его природосообразная деятельность, его культура, ОБРАЗОВАННОСТЬ, профессиональная компетентность.
Формируется Общество, в котором ОБРАЗОВАНИЕ становится подлинным КАПИТАЛОМ и главным РЕСУРСОМ развития Но при этом предъявляются ЖЕСТКИЕ требования к образовательным учреждениям, к их образовательной деятельности и ОТВЕТСТВЕННОСТИ за нее.
- способности к сотрудничеству с другими людьми. - способности к сотрудничеству с другими людьми. - готовности личности к быстро наступающим переменам в обществе; - готовности к неопределенному будущему за счет развития способности к творчеству, к разнообразным формам мышления; Непрерывное образование как образование, ориентированное на формирование:
Способность к совместным действиям в новых ситуациях 3 Способность к предвосхищению на основе постоянной переоценки ценностей 2 Основные черты п/п Основные черты непрерывного образования Открытость обучения будущему 1
"Непрерывное образование" - процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных и общественных институтов и в соответствии с потребностями личности и общества. Необходимость непрерывного образования обусловлена прогрессом науки и техники, широким применением инновационных технологий. …среднегодовой темп прироста новых знаний составляет %. Это означает, что около 50 % профессиональных знаний специалист должен получить после окончания учебного заведения. "Непрерывное образование" - процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных и общественных институтов и в соответствии с потребностями личности и общества. Необходимость непрерывного образования обусловлена прогрессом науки и техники, широким применением инновационных технологий. …среднегодовой темп прироста новых знаний составляет %. Это означает, что около 50 % профессиональных знаний специалист должен получить после окончания учебного заведения. Концепция Федеральной целевой программы развития образования до 2010 г. (от г.)
Объем времени, необходимый для обновления профессиональных знаний для специалистов с высшим образованием, составляет 28 % общего объема времени, которым работник располагает в течение всего трудоспособного периода; Концепция Федеральной целевой программы развития образования до 2010 г. (от г.)
- отказ от понимания образования как получения готового знания; - изменение представлений о педагоге как носителе готового знания. - отказ от понимания образования как получения готового знания; - изменение представлений о педагоге как носителе готового знания. Переход к образовательной парадигме постиндустриального общества
Принципиально важно понимание образования как: - достояния личности; - средства ее самореализации; - средства построения личной карьеры. Это изменяет: - цели обучения и воспитания - его мотивы, нормы - формы и методы - роль педагога; - позицию обучающегося и т.д.
Сравнение образовательных парадигм Компонент ы Индустриальное общество Постиндустриал ьное общество Ценности Учение для e e e e x b n t k z о б щ е с т в е н н о г о п р о и з в о д с т в а Учение для самореализации человека в жизни Мотивы - Учение для обучающихся - обязанность; - Деятельность педагога только как исполнение профессионального долга, работы. - Заинтересованность обучающихся в учении, удовольствие от достижения результата; - Заинтересованность педагога в развитии обучающихся, удовольствие от общения с ними.
Сравнение образовательных парадигм Компоненты Индустриальное общество Постиндустриаль ное общество Нормы - Ответственность за учение обучающихся несет педагог; - Авторитет педагога держится за счет соблюдения дистанции, требований от обучающихся дисциплины и усердия. - Обучающиеся на себя принимают ответственность за свое учение; - Авторитет педагога создается за счет его личностных качеств. Цели - Направленность учения на приобретение научных знаний. - Учение в молодости как "запас на всю жизнь". - Направленность учения на овладение основами культуры и компетенциями (учебными, социальными, гражданскими, профессиональными и т.д.); - учение в течение всей жизни.
Сравнение образовательных парадигм Компоненты Индустриальное общество Постиндустриаль ное общество Позиция участник ов учебного процесса - Педагог передает знания; - Педагог над обучающимися. - Педагог создает условия для самостоятельного учения; - Педагог вместе с обучающимися, взаимное партнерство. Формы и методы - Иерархический и авторитарный методы; - Стабильная структура учебных дисциплин; - Стабильные формы организации учебного процесса; - Акцент на аудиторных занятиях под руководством педагога. - Демократический и эгалитарный (построенный на равенстве) методы; - Динамичная структура учебных дисциплин; - Динамичные формы организации учебного процесса; - Акцент на самостоятельную работу обучающихся.
Сравнение образовательных парадигм Компоненты Индустриальное общество Постиндустриаль ное общество Средства Основным средством обучения является учебная книга. Учебная книга дополняется мощнейшими ресурсами информационно- телекоммуникацио нных систем и СМИ. Контроль и оценка Контроль и оценка производится преимущественно педагогом. Смещение акцента на самоконтроль и самооценку обучающихся.
Создание новых, более гибких форм и структур, реализующих программы обучен ия Внедрение системы признания ранее полученных достижений – "портфолио" Активизация взаимодейст вия системы обучения с рынком труда и т.д. Дальнейшее развитие модульного и дистанцион ного обучения Инновационные направления, введение которых обеспечивает реализацию "обучения в течение всей жизни" Обучение в течение всей жизни
Функционирование образовательных учреждений в режиме ДИАЛОГА с гражданскими институтами общества, привлечение общественности и бизнеса, промышленности и прочих структур к сотрудничеству и совместному управлению образованием на основе партнерства. Функционирование образовательных учреждений в режиме ДИАЛОГА с гражданскими институтами общества, привлечение общественности и бизнеса, промышленности и прочих структур к сотрудничеству и совместному управлению образованием на основе партнерства. 3 Возможность реализовать свой образовательный потенциал в различных структурах, функционирующих параллельно существующим системам формального образования. 2 Появление многообразных возможностей для образования граждан, предоставляемых различными институтами общества, в том числе, в семье, на предприятии, посредством новых информационных и коммуникационных технологий. 1
- система образования должна готовить людей, умеющих жить в гражданском обществе и правовом государстве, но также СОЗДАВАТЬ и РАЗВИВАТЬ такое общество и государство Российская специфика перехода: - образование призвано использовать свой потенциал для КОНСОЛИДАЦИИ общества, сохранения единого социо-культурного пространства страны, ограничения социального неравенства и т.д. - системе образования необходимо обеспечить РАВНЫЙ доступ к полноценному образованию, а также формирование национальной профессиональной ЭЛИТЫ, поддержку талантливой молодежи …
Таким образом, ПОТРЕБНОСТЬ в непрерывном образовании – это … … всеобщая потребность общества, НЕОБХОДИМОЕ условие его жизнедеятельности !
Источники:1. Новиков А.М. На смене образовательных парадигм//Качество дистанционного образования. Концепции. Проблемы. Решения. Материалы международной научно-практической конференции ноября 2005 г. – М.: МГИУ, С. 219 – 225;2. Новикова Т.Г. Экспертиза инновационной деятельности в образовании. - М.:АПК и ППРО,2005. – 290 с.Источники:1. Новиков А.М. На смене образовательных парадигм//Качество дистанционного образования. Концепции. Проблемы. Решения. Материалы международной научно-практической конференции ноября 2005 г. – М.: МГИУ, С. 219 – 225;2. Новикова Т.Г. Экспертиза инновационной деятельности в образовании. - М.:АПК и ППРО,2005. – 290 с. Источники:1. Новиков А.М. На смене образовательных парадигм//Качество дистанционного образования. Концепции. Проблемы. Решения. Материалы международной научно-практической конференции ноября 2005 г. – М.: МГИУ, С. 219 – 225;2. Новикова Т.Г. Экспертиза инновационной деятельности в образовании. - М.:АПК и ППРО,2005. – 290 с.Источники:1. Новиков А.М. На смене образовательных парадигм//Качество дистанционного образования. Концепции. Проблемы. Решения. Материалы международной научно-практической конференции ноября 2005 г. – М.: МГИУ, С. 219 – 225;2. Новикова Т.Г. Экспертиза инновационной деятельности в образовании. - М.:АПК и ППРО,2005. – 290 с.
Завершая, напомним вывод Альфреда Уайтхеда: " У человечества есть только два пути: или прогресс, или деградация. Помните, что консерватизм в чистом виде противоречит сути законов Вселенной ". Из новых Законов Мерфи, адаптированных к сфере образования Завершая, напомним вывод Альфреда Уайтхеда: " У человечества есть только два пути: или прогресс, или деградация. Помните, что консерватизм в чистом виде противоречит сути законов Вселенной ". Из новых Законов Мерфи, адаптированных к сфере образования
Прутченков А.С. профессор, доктор педагогических наук, кафедра развития образовательных систем АПК и ППРО, главный научный сотрудник Гос. НИИ семьи и воспитания, ru