Основные принципы организации питания школьников Прокопчук Е.Е.- врач-гастроэнтеролог городской детской поликлиники 2.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ц ЕНТР МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ К АЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ О СНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.
Advertisements

Предоставление горячих завтраков и обедов обучающимся в общеобразовательных организациях г. Нефтеюганска НГ МУП « Школьное питание »
Организация питания детей дошкольного возраста в ДОУ.
Правильное питание подростков Информационный час.
ПИЩЕВОЙ РАЦИОН ШКОЛЬНИКА Обучающейся 8-А класса Мавродиевой Марии.
Здоровое питание школьника-залог его успеха Проект учащихся 8В класса МОУ СОШ 5.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 55» города Чебоксары Чувашской Республики Организация правильного питания в.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад 106 Организация здорового питания Рыбинск, 2015.
ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ – ЗДОРОВЫЙ ОРГАНИЗМ Казнина Л.В. Учитель биологии МОУ «Основная общеобразовательная школа 7»
«Об условиях питания и охраны здоровья обучающихся»
«Я здоровье сберегу, сам себе я помогу». Лишь 2025% первоклассников, переступающих ежегодно школьный порог, остаются здоровыми после первого года обучения.
Выяснить, как правильно питаться. Узнать о полезных продуктах как можно больше Разработать меню на 5 дней.
- Наследственность ( биологические факторы ) определяет здоровье на 20% - Условия внешней среды ( природные и социальные ) - на 20% - Деятельность системы.
Что такое правильное питание? Полезные и вредные продукты. Правильный режим питания.
ФГОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет» АНО ВПО «Омский экономический институт» Пасько Ольга Владимировна, д.т.н., профессор кафедры технологии.
создание условий, направленных на обеспечение воспитанников рациональным и сбалансированным питанием гарантирование качества и безопасности питания, пищевых.
Рациональное питание – это физиологически полноценное питание здоровых людей.
ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Питание школьника должно быть сбалансированным. Для здоровья детей важнейшее значение имеет правильное соотношение.
ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ. ПИЩЕВЫЕ ВЕЩЕСТВА И ИХ РОЛЬ В ПИТАНИИ Белки и аминокислоты Жиры Углеводы Витамины Минеральные соли и микроэлементы.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 292 Заведующий: Кед Марина Евгеньевна Образование: высшее педагогическое Категория: высшая.
Транксрипт:

Основные принципы организации питания школьников Прокопчук Е.Е.- врач-гастроэнтеролог городской детской поликлиники 2

Рациональное питание является одним из неотъемлемых компонентов здорового образа жизни, обеспечиваюшего сохранение здоровья и высокую трудоспособность и, тем самым, служащим мощным фактором профилактики заболеваний.

ВЛИЯНИЕ ПИТАНИЯ НА ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ Адекватно созревание и функционирование различных органов и систем: Бронхо-легочной ( белок, ПНЖК, фосфолипиды, витамины А и Е) Сердечнососудистой (ω-3 и ω-6 ПНЖК, кальций, калий, магний) Пищеварительной (белок, углеводы, в том числе растительные волокна, ПНЖК, витамины А, Е, С, В 12 и др., селен) Мышечной (белок, углеводы, кальций) Кроветворной (белок, железо, медь, витамины Е, С, В 6, В 12, фолиевая кислота) Гармоничный рост (оптимальный уровень энергии и белка, ПНЖК, витамина А, цинка)

ВЛИЯНИЕ ПИТАНИЯ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ Формирование головного мозга 9 белок, фолиевая кислота, ПНЖК) Обеспечение адекватного метаболизма в тканях нервной системы (углеводы, витамин В 6, триптофан) Профилактика утомления (витамины А, С, В 1, В 6, БАД и др.)

УСТОЙЧИВОСТЬ К ДЕЙСТВИЮ ИНФЕКЦИЙ И ДРУГИХ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ Неспецифическое действие против радиации (антиоксиданты, кальций, растительные волокна) Неспецифическое противоопухолевое действие (антиоксиданты: витамины А, Е, С, β-каротин, селен, серосодержащие аминокислоты) Обеспечение адекватного имунного ответа (белок, ПНЖК, витамины А, Е, β-каротин, микроэлементы – цинк, железо) Поддержание защитной функции кожи и слизистых (белок, ПНЖК, витамины А, Е, С, В6)

Нормативно-правовые акты Закон РФ от г »Об образовании»; Закон РФ от г. 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» СанПиН «Санитарно-эпидемические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» Закон ХМАО-Югры от г. 30-оз (посл. ред. от оз) «Об организации обеспечения учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений питанием»; Постановление Правительства ХМАО-Югры от г п «Об обеспечении питанием обучающихся, воспитанников государственных образовательных учреждений ХМАО за счет средств бюджета автономного округа»;

Основные принципы организации питания Соответствие возрастным потребностям Качество и безопасность питания Разнообразие рациона и ассортимента блюд СЕМЬЯ ШКОЛА Профилактика заболеваний, связанных с питанием Формирование культуры здорового питания Экономическая эффективность организации школьного питания Соответствие спроса и предложения

Заболеваемость органов пищеварения 2007 г.2008 г.2009 г. Всего случаев На 1000 детского населения 40,444,453,9 В т.ч. язвенная болезнь желудка (абс.) 5918 На 1000 детского населения 0,20,40,8

Организация питания в школе Для учащихся общеобразовательных учреждений школьного типа предусмотрено: двухразовое горячее питание; реализация готовых блюд буфетной продукции в достаточном ассортименте; Для детей 6-7 летнего возраста рекомендовано трехразовое питание; Посещение детьми групп продленного дня может быть разрешено только при организации двухразового или трехразового питания.

Основные принципы составления рациона питания Удовлетворение потребности детей в пищевых веществах и энергии, в т. ч. в макронутриентах (белки, жиры, углеводы) и микронутриентах (витамины, микроэлементы и др.) в соответствии с возрастными физиологическими потребностями; Сбалансированность рациона по всем пищевым веществам, в том числе по аминокислотам, жирным кислотам, углеводам, относящимся к различным классам, содержанию витаминов, минеральных веществ; Максимальное разнообразие рациона, которое достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки; Технологическая обработка продуктов, обеспечивающая высокие вкусовые качества кулинарной продукции и сохранность пищевой ценности всех продуктов;

Основные принципы составления рациона питания Исключение из рациона питания продуктов и блюд, способных оказывать раздражающее действие на слизистую органов пищеварения, а также продуктов, которые могли бы привести к ухудшению здоровья у детей и подростков (щадящее питание); Исключается из меню: уксус, горчица, хрен, перец острый (красный, чёрный) и другие острые приправы; острые соусы, кетчупы, майонез, закусочные консервы, маринованные овощи и фрукты; кофе натуральный, тонизирующие, в том числе энергетические и газированные напитки, алкоголь; жареные во фритюре пищевые продукты и изделия; сырокопченые мясные гастрономические изделия и колбасы пищевые продукты с истекшими сроками годности и признаками недоброкачественности. Учет индивидуальных особенностей детей (в том числе непереносимости ими отдельных видов пищевых продуктов или блюд); Создание надлежащих условий приема пищи, реализуемое посредством оптимального санитарно-технического состояния столовой (буфета);

Основные принципы составления рациона питания Рацион питания формируется отдельно для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста; Удельный вес животного белка должен быть не менее 60% от общего количества белка; Жиры растительного происхождения должны составлять в рационе не менее 30% от общего количества жиров. В рацион включается молочный жир в виде сливочного масла, сметаны; Легко усвояемые углеводы (сахара) должны составлять около % от общего количества углеводов; Рацион должен содержать достаточное количество пищевых волокон – не менее г/сут.

Пищевые продукты, используемые при формировании основного рациона питания В суточном рационе питания должны ежедневно присутствовать: Мясо или рыба, молоко и молочные продукты, сливочное и растительное масло, хлеб и хлебобулочные изделия, овощи, фрукты; Крупяные и макаронные изделия, картофель, сметана, сыр, яйца, творог, фруктовые соки; Свежие овощи, зелень, фрукты и ягоды, натуральные соки и витаминизированные продукты; При отсутствии свежих овощей и фруктов используются свежезамороженные овощи и фрукты, плодоовощные консервы.

Пищевые продукты, используемые при формировании основного рациона питания Не допускается повторение в рационе одних и тех же блюд или кулинарных изделий в тот же день или в последующие 2-3 дня. В смежные дни следует избегать использования блюд, приготавливаемых из одного и того же сырья (каши и гарниры из одного и того же вида круп, макаронные изделия в разных блюдах и т. п.) В различных приемах пищи в один день не допускается повторение одних и тех же блюд. При наличии первых блюд, содержащих крупу и картофель, гарнир ко второму блюду не должен приготавливаться из этих продуктов.

Основные принципы составления рациона питания Завтрак детей должен обеспечивать 25%, обед – 35-40%, полдник – 15%,ужин – 20-25% от суточной потребности детей в пищевых веществах и энергии; Рацион 2-х разового питания должен обеспечивать не менее 55% от суточной потребности детей в пищевых веществах и энергии; При обеспечении детей в школе только завтраком, последний рассматривается как второй завтрак, пищевая и энергетическая ценность которого должна составлять около 20%от суточной потребности. Такая организация питания учащихся целесообразна только при условии получения детьми дома первого завтрака перед началом занятий и обеда сразу по окончании занятий;

Основные принципы составления рациона питания Организация рационального питания предполагает обязательное использование в каждый прием пищи горячих блюд и горячих напитков. Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда, горячего напитка. В качестве закусок могут быть использованы сыр, салат, порционные овощи, фрукты, салаты из свежих овощей и фруктов, колбасные изделия (ограниченно) и т. п.; Широко используются молочные каши, в том числе с овощами и фруктами, пудинги и запеканки; Каши можно чередовать с овощными блюдами, готовить смешанные крупяно-овощные блюда; В качестве основного горячего блюда может использоваться рыба (припущенная или отварная), отварная детская вареная колбаска и сосиски, мясные, мясоовощные, мясокрупяные, мясосоевые рубленые кулинарные изделия.

Завтрак (продолжение) В качестве горячих напитков используются: чай, чай с молоком, кофейные напитки (без содержания кофе и кофеина), горячие витаминизированные кисели, горячие компоты из свежих и сухих плодов (фруктов), молоко, какао-напиток с молоком, чаи из различных видов растительного сырья, напиток из шиповника. При наличии в составе завтрака горячего блюда в качестве напитка можно использовать соки, а также витаминизированные напитки промышленного производства – готовые, в упаковке, или инстантные (быстрорастворимые), приготовленные непосредственно на пищеблоке.

Основные принципы составления рациона питания Обед должен состоять из закуски, первого, второго и третьего блюда (напитка): Горячее блюдо (суп); Мясное или рыбное блюдо с гарниром (крупяным, овощным, комбинированным); На третье – напиток (соки, кисели, компоты из свежих или сухих фруктов); Свежие фрукты.

Обед (продолжение) Первое блюдо: Разнообразные супы (кроме острых); Бульоны – куриный, мясной, рыбный – готовить из них супы, заправленные овощами, крупами, клецками, фрикадельками; Вегетарианские супы Молочные супы

Обед (продолжение) Второе блюдо: Припущенная или отварная рыба; Тушеное и отварное мясо; Гуляш; Бефстроганов; Тушеные овощи с мясом; Запеканки; Мясные, мясоовощные, мясокрупяные, мясосоевые рубленые кулинарные изделия; Гарнир – тушеные овощи, рагу, а также крупяные гарниры.

Полдник должен состоять из двух блюд – молочного напитка и хлебобулочного или мучного кондитерского изделия (выпечки) а также, желательно, третьего блюда – свежих фруктов или ягод; При трехразовом питании детей и подростков можно включать более калорийное блюдо – запеканку, пудинг, блюдо из творога, яиц Основные принципы составления рациона питания

Ужин обычно состоит из молочных, крупяных, овощных, творожных и яичных блюд; Непосредственно перед сном можно дать ребенку стакан кисломолочного напитка (кефира, простокваши, йогурта и т. п.) или молока с хлебом, булочкой, яблоком и т. п. Основные принципы составления рациона питания

Заключение Правильно организовать питание- это одна из самых важных и трудных задач для семьи, но начинается оно……..

Благодарю за внимание!