Формы культуры Культура – это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом. Ф. Ницше
ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ МассоваяНароднаяЭлитарная
Народная Массовая Создается «привилегированной частью общества» либо по ее заказу профессиональными творцами. Как правило, опережает уровень восприятия ее средне образованным человеком. Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусства». Творцы элитарной культуры как правило и не рассчитывают на широкую аудиторию. Чтобы понимать эти произведения надо владеть особым языком искусства. Создается анонимными творцами, не имеющими профессиональн ой подготовки (мифы, легенды эпосы, сказки, песни, танцы, карнавалы ) Понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, китч без различия классов, наций, уровня материального состояния, стандартизация культуры)
Элитарная культура В современной культуре к элитарной относят фильмы Феллини, Тарковского, книги Кафки, Белля, картины Пикассо, музыку Дюваля, Шнитке. Однако иногда элитарные произведения становятся популярными (например, фильмы Копполо и Бертолуччи, произведения Сальвадора Дали и Шемякина).
«Апофеоз абстракции»Кандинский Пабло Пикассо«Девочка с лодочкой»
Пабло Пикассо «Дора Маар с кошкой» Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна» Андрей Рублев «Троица»
Илья Глазунов «Великий эксперимент» Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» Айвазовский «Девятый вал»
Объекты элитарной культуры
Народная культура
Массовая культура
Особенности продукции массовой культуры Специфические признаки серийной продукции: примитивизация отношений между людьми; развлекательность, забавность, сентиментальность; натуралистическое смакование насилия и секса; культ успеха, сильная личность, жажда обладания вещами; культ посредственности, условность примитивной символики.
Позитивное влияние МК на духовную жизнь Негативное влияние МК на духовную жизнь Утверждает простые и понятные представления о мире людей, о взаимоотношениях между ними, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в современном, быстро меняющемся мире Ее произведения не выступают средством авторского самовыражения, а непосредственно обращены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы Отличается демократичностью (ее «продуктами» пользуются представители разных социальных групп), что соответствует нашему времени Отвечает запросам, потребностям многих людей, в том числе и потребности в интенсивном отдыхе, психологической разрядке Имеет свои вершины литературные, музыкальные, кинематографические произведения, которые уже по сути могут быть отнесены к «высокому» искусству Снижает общую планку духовной культуры общества, поскольку потакает невзыскательным вкусам «массового человека» Ведет к стандартизации и унификации не только образа жизни, но и образа мыслей миллионов людей Рассчитана на пассивное потребление, так как не стимулирует никаких творческих импульсов в духовной сфере Насаждает мифы в сознании людей («миф Золушки», «миф простого парня» и т. д.) Формирует у людей через массированную рекламу искусственные потребности Используя современные СМИ, подменяет для многих людей реальную жизнь, навязывая определенные представления и предпочтения
Разновидности культуры Субкультура Контркулътура Часть общей культуры, система ценностей, присущих определенной группе (половозрастные: женская, детская, молодежная и др.; профессиональные: научное сообщество, современный бизнес и др.; досуговые (по предпочитаемым занятиям в свободное время); религиозные; этнические; криминальная) Субкультура, которая не просто отличается от господствующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с доминирующими ценностями Оппозиция и альтернатива по отношению к в обществе культуре (битники, хиппи и панки; левые радикалы; андеграунд, скинхеды и др.)
Молодежная субкультура Часто рассматривается как девиантная (отклоняющаяся), выражающая некую степень оппозиции господствующей культуре. Развивается чаще всего на основе своеобразных стилей в одежде и музыке и связана с развитием общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь. Это культура демонстративного потребления. Ее возникновение связано также с повышением роли и значения свободного времени, досуга, вокруг которого и формируются все отношения. Сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье. Кроме того, рост жизненного уровня позволяет осуществлять масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.