Социальное воздействие микрофинансирования: мифы или реальность? Москва 6 ноября 2012 г.
| 2 Методология исследования (1/2) Социальное воздействие в микрофинансировании показывает, как деятельность МФО влияет на социальный статус клиентов Целью исследования является определение эффекта, оказываемого МФО на социальное положение клиентов, их семьи и бизнес Впервые подобное исследование проводится в России Объекты исследования: клиенты и не клиенты МФО: предприниматели (малые и микро предприятия и индивидуальные предприниматели) и домашние хозяйства руководителей малых и микро предприятий, индивидуальных предпринимателей Совместное исследование Российского Микрофинансового Центра и Фонда CITI (2012), проводящее оценку социальной значимости/влияния микрофинансовой деятельности на клиентов МФО
| 3 Методология исследования (2/2) Методы проведения исследования: –Опрос клиентов и не клиентов для определения эффекта микрофинансирования на первых и многофакторного сравнения результатов деятельности этих двух групп: Анкетный опрос 123 клиентов 3х МФО, владельцев/руководителей МСП, в 3х регионах (Воронежская область, Нижегородская область, Самарская область) Анкетный опрос 121 не клиента микрофинансирования, владельцев/руководителей МСП, в 3х регионах (Воронежская область, Нижегородская область, Самарская область) –3 фокус-группы с 21 клиентами МФО, владельцами/руководителями МСП Характеристики выборки клиентов и не клиентов МФО одинаковы по следующим факторам: –Опрашивались руководители/владельцы МСП –70% респондентов – женщины –25% респондентов проживают в сельской местности, 25% в малых городах (до 50 тыс. жителей), 50% в крупных городах области
| 4 Основные выводы (1/3) Участие в программе микрофинансирования приводит к улучшению показателей деятельности микро и малого бизнеса, росту качества жизни руководителей, а также ИП и домохозяйств. –90% респондентов отмечают повышение прибыли бизнеса в результате обращения к МФО, 55% – увеличение активов, 36% – создание рабочих мест, 30% – расширение географии бизнеса. –68% клиентов МФО говорят о повышении доходов домашнего хозяйства в результате обращения к МФО. МФО позволяют получить доступ к внешнему финансированию бизнесу, который имеет ограничения при работе с традиционными финансовыми институтами. –Большинство клиентов МФО обращаются к ним из-за более комфортных условий обслуживания. Среди причин обращения к МФО отмечается гибкость требований к потенциальному заемщику: по рассматриваемым документам по сравнению с банками (81%), по официальной отчетности (57%), по обеспечению (залогу) (38%), – а также необходимости срочного получения средств (57%). Взаимодействие с программами микрофинансирования помогает улучшить кредитную историю, повысить прозрачность бизнеса и, таким образом, обеспечить доступ к более крупным финансовым институтам –51% клиентов МФО говорят о том, что обращение к МФО помогло обеспечить доступ к услугам более крупных финансовых институтов, 35% – сделать бизнес более прозрачным.
| 5 Основные выводы (2/3) Существует разница между результатами деятельности микро и малых предпринимателей, являющихся клиентами МФО, и результатами деятельности аналогичных групп предпринимателей, не являющихся клиентами МФО. –На выходе из кризиса (2010) клиенты чувствовали себя лучше, чем не клиенты, практически по всем основным показателям развития бизнеса. –Клиенты чаще, чем не клиенты, указывали на рост ключевых показателей развития бизнеса. –Клиенты МФО чаще, чем не клиенты указывали на рост доходов. –Большая ориентированность клиентов на рост бизнеса по сравнению с не клиентами: доля текущих расходов у клиентов меньше, чем у не клиентов; клиенты вкладывают в производство примерно в 1.5 раза большую долю своих доходов, чем не клиенты.
| 6 Основные выводы (3/3) Особенно благоприятное социальное и экономическое влияние МФО оказывают на клиентов, имеющих ограниченный доступ к банковскому кредитованию. Речь идет о микробизнесе, малообеспеченном населении, жителях малых городов (глубинки), а также о женщинах. –Клиентов, которым микрофинансирование помогло увеличить семейный доход, в областных городах и сельской местности на 16% больше, чем в столице региона. –Семьям с низкими доходами на 19% чаще удалось повысить социальный статус, чем более финансово-благополучным. –Микробизнесу с числом работников от 1 до 3 микрофинансирование на 14% чаще помогало почувствовать себя более уверенным в финансах, чем более крупному бизнесу. Женщины, став клиентом МФО, повышают свою роль в управлении собственными активами и семейном планировании. –Среди клиентов МФО роль лидера между сильным и слабым полом распределилась поровну. В группе не клиентов мужчины эту функцию выполняют практически в два раза чаще. –Женщины на 23% чаще чем мужчины отмечали, что микрофинансирование помогло повысить доступ к управлению финансами и имуществом в семье, на 20% – почувствовать себя более уверенным в финансах, на 26% – повысить финансовую грамотность, на 12% – повысить социальный статус, на 18% – заняться самообразованием.
| 7 ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ (ВЛИЯНИЯ) МИКРОФИНАНСИРОВАНИЯ
| 8 Треть клиентов, участвующих в опросе, имеет > 10-летний стаж взаимодействия с МФО. Среди опрошенных клиентов МФО половина указала, что брала займы в МФО не менее 5 раз, в среднем каждый клиент, принявший участие в исследовании, обращался к их услугам 8 раз. Средний размер займа по выборке исследования в 2011 г. составлял 193 тыс. руб., при минимальном займе в 30 тыс. руб. и максимальном в 1 млн. руб. Все клиенты МФО – участники опроса – в течение последних 12 месяцев получили как минимум по одному займу на бизнес, причем половина из этих займов пошла на инвестиции, 5% из которых – это инвестиции в создание нового бизнеса. Примерно четверть клиентов МФО за последние 12 месяцев смогли получить микрозаймы на личные нужды. Половина потратила средства на улучшение своих жилищных условий, примерно пятая часть решила проблему с оплатой медицинских услуг, а 14% вложили средства в обучение. Устойчивость отношений между МФО и клиентом
| 9 Причины обращения в МФО, % от числа ответивших В МФО обращаются по рекомендации или из- за более комфортных условий обслуживания
| 10 Доля указавших, что услуги МФО помогли решить перечисленные проблемы, % от числа ответивших Развитие бизнеса Личностный рост Семейное благополучие Социально полезный заем
| 11 Оценка финансового состояния, % от числа ответивших Цель предпринимателя в отношении бизнеса, % от числа ответивших на 2012 г. на ближайшие 3 года Клиенты МФО настроены более оптимистично как в личной жизни и в бизнесе, так и при определении целей на будущее. В частности, среди клиентов МФО абсолютно довольных своей жизнью людей в два раза выше, чем среди не клиентов: 16% против 8%. Клиенты МФО чувствуют себя увереннее в бизнесе и в жизни
| 12 На выходе из кризиса (2010) клиенты чувствовали себя лучше, чем не клиенты, практически по всем основным показателям развития бизнеса. Клиенты чаще, чем не клиенты, указывали на рост ключевых показателей развития бизнеса. Клиенты МФО более ответственно подходят к своему бизнесу, больше занимаясь инвестированием, (при этом 40% клиентов МФО смогли создать дополнительные рабочие места именно с получением займа). Хотя как для клиентов, так и не клиентов бизнес формируют более 80% всех доходных поступлений. Динамика базовых показателей бизнеса, % указавших рост от числа ответивших 2010 г г. Результаты по ключевым показателям бизнеса среди клиентов МФО выше
| 13 Микрофинансирование влияет на рост гендерного равноправия и повышает статус женщин Среди клиентов МФО роль лидера между сильным и слабым полом распределилась поровну: 50% на 50%. В то время как в группе не клиентов мужчины эту функцию выполняют практически в два раза чаще. Женщины на 23% чаще чем мужчины отмечали, что микрофинансирование помогло повысить доступ к управлению финансами и имуществом в семье Доля указавших, что услуги МФО помогли при решении вопросов, % Доля указавших, что по этому вопросу решения принимают женщины, %
| 14 РАБОТА С СОЦИАЛЬНО НЕЗАЩИЩЕННЫМИ ГРУППАМИ УСИЛИВАЕТ СОЦИАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ МФО
| 15 Для женщин микрофинансирование играет большую роль, чем для мужчин Доля указавших, что услуги МФО помогли решить те или иные вопросы, % от числа ответивших (в зависимости от гендерной принадлежности) Развитие бизнеса Личностный рост Семейное благополучие
| 16 Доля указавших, что услуги МФО помогли решить те или иные вопросы, % от числа ответивших (в зависимости от месторасположения бизнеса) Развитие бизнеса Личностный рост Семейное благополучие Сильнее польза МФО ощущается в малых городах
| 17 Развитие бизнеса Личностный рост Семейное благополучие Доля указавших, что услуги МФО помогли решить те или иные вопросы, % от числа ответивших (в зависимости от размера бизнеса, измеряемого числом занятых) Чем меньше бизнес, тем выше он оценивает роль микрофинансирования
| 18 Семьи с низкими доходами выше оценивают роль микрофинансирования Доля указавших, что услуги МФО помогли решить те или иные вопросы, % от числа ответивших (в зависимости от уровня благосостояния семьи) Развитие бизнеса Личностный рост Семейное благополучие Доля указавших, что услуги МФО помогли решить те или иные вопросы, % от числа ответивших (в зависимости от размера бизнеса, измеряемого числом занятых) Доля указавших, что услуги МФО помогли решить те или иные вопросы, % от числа ответивших (в зависимости от уровня благосостояния семьи) *Средний уровень определяется субъективно респондентом
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!