Технологические модели информатизации регионального здравоохранения Александр Дубина Архитектор информационных систем, Маргарита Конык Менеджер по работе с Заказчиками, 5 апреля 2011 года, гостиница «Золотое кольцо»
Общие задачи информатизации 1) Персонифицированный учет оказанных медицинских услуг 2) Ведение электронной медицинской карты гражданина 3) Запись к врачу в электронном виде 4) Обмен телемедицинскими данными 5) Внедрение систем электронного документооборота 6) Ведение единого регистра медицинских работников 7) Ведение электронного паспорта медицинского учреждения 8) Ведение паспорта системы здравоохранения субъекта РФ
Общая структурная схема
Модель «Региональное облако»
Модель «ПТК Базовый»
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СЕРВИСЫ НЕОБХОДИМЫ НЕЗАВИСИМО ОТ: 1)Архитектуры комплексной информационной системы 2)Количества, специфики и масштаба прикладных ИС 3)Графика внедрения прикладных ИС
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СЕРВИСЫ (часть 1) 1. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ И УПРАВЛЕНИЕ ПОЛИТИКАМИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Однократная (за один сеанс работы) и единая для всех ИС авторизация конкретного пользователя (разные варианты - логин/пароль, электронный ключ, смарт-карта….) 1.2. Централизованный механизм назначения прав доступа к ИС, модулям ИС, оборудованию, базам данных 1.3. История действий пользователя 1.4. Перспективные возможности – стыковка с инструментами ЭЦП 2. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 2.1. Комплексная антивирусная защита, защита от несанкционированного доступа к ИС и БД 2.2. Шифрование данных: при передаче по каналам связи (организация «VPN»); БД на уровне файлов/томов; локальные диски 2.3. Интеграция с инструментами ИБ, соответствующих национальному законодательству 3. ЭЛЕКТРОННЫЕ КОММУНИКАЦИИ – электронная почта, мгновенные сообщения, видеоконференцсвязь 3.1. Защищенная почта 3.2. Календари, планирование расписаний, единый справочник медработников 3.3. Индикатор присутствия, быстрый выбор формы общения (чат, почта, телефонный (IP) или видеозвонок) 3.4. Интеграция с порталами и прикладными системами (отправка сообщений и вызовы из интерфейсов ИС) 4. СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ РАБОТЫ 4.1. Порталы (различного назначения); виртуальные рабочие пространства для групп экспертов 4.2. Совместное редактирование документов; публикации для ограниченного и публичного доступа 4.3. Интеграция с офисным ПО
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СЕРВИСЫ (часть 2) 5. ХРАНЕНИЕ И ОБРАБОТКА ДАННЫХ 5.1. Структурированное хранение в соответствии с общепринятыми открытыми стандартами 5.2. Доступ к данным с помощью инструментов сторонних разработчиков 5.3. Поддержка инструментов «управления записями» - НСИ, хранение и сопоставление версий данных 5.4. Встроенные средства анализа данных (стандартные средства репортинга, OLAP, привязка к географии,), интегрированные с офисным ПО (публикация отчетов в различных форматах, в т.ч. на порталы 6. ОБМЕН ДАННЫМИ 2.1. Открытые стандарты (XML, HL7) и концепция «интеграционная шина» 2.2. Несколько «транспортных» механизмов – , FTP, вэб-сервисы, файловый обмен… Очереди сообщений – подтверждение регламентного завершения транзакций 2.4. Регламенты информационного обмена – форматно-логический контроль, интеллектуальное извлечение данных для ИС, обменивающихся данными 7. УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ 7.1. Инвентаризация аппаратно-программных комплексов (контроль соответствия спецификациям) 7.2. Управление конфигурациями (дистанционное автоматизированное обновление ПО и настроек) 7.3. Дистанционный сбор сведений о функционировании АПК, анализ проблем производительности (исходные данные для планирования перераспределения или наращивания вычислительных ресурсов) 7.4. Мониторинг качества оказания сервисов 7.5. Управление (в т.ч. дистанционное, автоматизированное) как физическими АПК, так и виртуальными 7.6. Резервное копирование (различные технологии, различные аппаратные средства хранения копий) 7.5. Дистанционная поддержка пользователей («ручная» настройка АПК)
3 уровня информационной системы ИТ-инфраструктура Типовые приложения Специализированные приложения МИС ( EPR) ЛИС RIS/PACS …… Бухгалтерия Кадры Документооборот CRM ERP Сетевое оборудование Электропитание, кондиционирование…. Серверное оборудование и системы хранения Инфраструктурное ПО Локальная вычислительная сеть (ЛВС)
Универсальные сервисы – для всех систем МИС 1. Управление пользователя ми 2. ИБ 3. Коммуни- кации 4. Совместная работа 5. Хранение и обработка данных 6. Обмен данными 7. Управление ИР Регистра тура 1. Управление пользователя ми 2. ИБ 3. Коммуни- кации 4. Совместная работа 5. Хранение и обработка данных 6. Обмен данными 7. Управление ИР Бухгалте рия, кадры 1. Управление пользователя ми 2. ИБ 3. Коммуни- кации 4. Совместная работа 5. Хранение и обработка данных 6. Обмен данными 7. Управление ИР Доку- менто- оборот 1. Управление пользователя ми 2. ИБ 3. Коммуни- кации 4. Совместная работа 5. Хранение и обработка данных 6. Обмен данными 7. Управление ИР 1. Управление пользователя ми 2. ИБ 3. Коммуни- кации 4. Совместная работа 5. Хранение и обработка данных 6. Обмен данными 7. Управление ИР 1. Управление пользователя ми 2. ИБ 3. Коммуни- кации 4. Совместная работа 5. Хранение и обработка данных 6. Обмен данными 7. Управление ИР 1. Управление пользователя ми 2. ИБ 3. Коммуни- кации 4. Совместная работа 5. Хранение и обработка данных 6. Обмен данными 7. Управление ИР Различные специализированные системы Управление пользователями Информационная безопасность Коммуникации Совместная работа Хранение и обработка данных Интеграция информационных систем Управление ИТ-ресурсами Для КАЖДОЙ специализированной (прикладной) системы КАЖДЫЙ из «универсальных» сервисов: 1)Либо разрабатывается индивидуально (например, свои средства авторизации пользователей с соответствующим «отдельным» регламентом и со «своими» администраторами) 2)Либо вообще не используется (реализация планируется «на потом») Результат для специализированных систем 1)Усложнение - в них нужно включать универсальный (типовой) функционал 2)Снижение функциональности – если какие-либо сервисы не реализованы 3)Сложность внедрения, увеличение сроков Последствия для процесса информатизации: 1)Снижение эффективности расходов 2)Увеличение сроков достижения целевых показателей эффективности Для КАЖДОЙ специализированной (прикладной) системы КАЖДЫЙ из «универсальных» сервисов: 1)Либо разрабатывается индивидуально (например, свои средства авторизации пользователей с соответствующим «отдельным» регламентом и со «своими» администраторами) 2)Либо вообще не используется (реализация планируется «на потом») Результат для специализированных систем 1)Усложнение - в них нужно включать универсальный (типовой) функционал 2)Снижение функциональности – если какие-либо сервисы не реализованы 3)Сложность внедрения, увеличение сроков Последствия для процесса информатизации: 1)Снижение эффективности расходов 2)Увеличение сроков достижения целевых показателей эффективности
Платформа, которой доверяют Управление идентификацией и правами доступа пользователей информационой системы Жизненный цикл пользователя в информационной системе (прием на работу, перевод, повышение, увольнение) Управление ролями, сертификатами и политиками безопасности Сквозная идентификация пользователя (использование записи в AD для типовых и специализированных прикладных систем) Решаемые на платформенном/инфраструкту рном уровне общесистемные задачи Что обеспечивает Продукт
Платформа, которой доверяют Организация электронных коммуникаций Повседневное использование Outlook и Communicator для взаимодействия Видеоконференцсвязь 1-1, 1-N Организация обучения на рабочих местах Решаемые на платформенном/инфраструкту рном уровне общесистемные задачи Продукт Что обеспечивает
Платформа, которой доверяют Предоставление единых средств коллективной работы с информацией для анализа данных, формирования стандартной отчетности, ведения оперативного мониторинга различных показателей деятельности с целью обеспечения эффективности управления Типовой Интранет-портал Совместная работа с документами и таблицами Формирование документов в Word с автозаполнением Аналитические отчеты в Excel Создание форм в InfoPath и отправка данных Дополнительные опции для коллективной работы Решаемые на платформенном/инфраструкту рном уровне общесистемные задачи Продукт Что обеспечивает
Платформа, которой доверяют Наличие информационног о хранилища, способного накапливать, хранить и предоставлять для анализа любой объем разнородных по типу данных Создание крупных баз данных масштаба региона/страны Хранения записей с разнородными типами данных, например – Electronic Medical Record Сквозной поиск, скорость формирования выборки, построение аналитических отчетов (кубов) при работе с большими объемами данных Управление НСИ Безопасное хранение данных Решаемые на платформенном/инфраструкту рном уровне общесистемные задачи Продукт Что обеспечивает
Платформа, которой доверяют Информационное взаимодействие между компонентами информационных систем отделов и организации в целом, как по вертикали, так и по горизонтали Сбор данных в соответствии с регламентом и правилами переработки Обмен данными между информационными системами Решаемые на платформенном/инфраструкту рном уровне общесистемные задачи Продукт Что обеспечивает
Платформа, которой доверяют Управление ресурсами информационо й системы и снижение издержек на информационные технологии «Панель приборов» дежурного администратора Helpdesk Инвентаризация ИТ активов Управление «разливкой» ПО на рабочие места Анализ уязвимостей/угроз для работы ИТ-инфраструктуры Решаемые на платформенном/инфраструкту рном уровне общесистемные задачи Продукт Что обеспечивает
Платформа, которой доверяют Комплексное обеспечение информационной безопасности Шифрование данных на носителях Разграничение прав доступа Доступ к данным с различных локаций и устройств Решаемые на платформенном/инфраструкту рном уровне общесистемные задачи Продукт Windows 7 Что обеспечивает Active Directory Right Management
Наше предложение 1)Инфраструктурное программное обеспечение, предоставляющее все универсальные сервисы 2)Повышение качества функционирования ИС 3)Снижение стоимости и сокращение сроков
Универсальные сервисы – для всех систем МИС 1. Управление пользователя ми 2. ИБ 3. Коммуни- кации 4. Совместная работа 5. Хранение и обработка данных 6. Обмен данными 7. Управление ИР Регистра тура 1. Управление пользователя ми 2. ИБ 3. Коммуни- кации 4. Совместная работа 5. Хранение и обработка данных 6. Обмен данными 7. Управление ИР Бухгалте рия, кадры 1. Управление пользователя ми 2. ИБ 3. Коммуни- кации 4. Совместная работа 5. Хранение и обработка данных 6. Обмен данными 7. Управление ИР Доку- менто- оборот 1. Управление пользователя ми 2. ИБ 3. Коммуни- кации 4. Совместная работа 5. Хранение и обработка данных 6. Обмен данными 7. Управление ИР 1. Управление пользователя ми 2. ИБ 3. Коммуни- кации 4. Совместная работа 5. Хранение и обработка данных 6. Обмен данными 7. Управление ИР 1. Управление пользователя ми 2. ИБ 3. Коммуни- кации 4. Совместная работа 5. Хранение и обработка данных 6. Обмен данными 7. Управление ИР 1. Управление пользователя ми 2. ИБ 3. Коммуни- кации 4. Совместная работа 5. Хранение и обработка данных 6. Обмен данными 7. Управление ИР Различные специализированные системы Управление пользователями Информационная безопасность Коммуникации Совместная работа Хранение и обработка данных Интеграция информационных систем Управление ИТ-ресурсами EA / EAS
1 Open 1 Open Купить за 1 раз! Сразу много 3 EAS 3 EAS 2 EA 2 EA Купить в рассрочку на 3 года! Взять в аренду с ежегодным продлением контракта!
Уровни ценКоммерческие заказчики: Государственные организации здравоохранения: Level A 250 ПК - Level B ПК- Level C ПК- Самая низкая цена! ПК250 ПК Enterprise Agreement/ Enterprise Agreement Subscription Level D для государственных организаций EA/EAS
От 250 ПК; Только 13 партнеров! Индивидуальный подход со стороны Майкрософт; Расширенная техническая поддержка (Premier). (секция Решения МС) Дешевле не бывает! Цена контракта не изменится! БОНУС: Подписка на обновления ПО Microsoft (Software Assurance): Новые версии уже оплачены! Обучение! Техническая поддержка 24х7 2-й сервер БЕСПЛАТНО! Офис на домашние ПК Особенности: Преимущества: Программы EA/EAS: EA/EAS
Важно! ОАО «АйСиЭл-КПО ВС» ЗАО «Ай-Теко» ЗАО «ВЕРИСЕЛ Проекты» ООО «Инсайт Технолоджи Солюшнс» ООО «Информационные Бизнес Системы» ЗАО «КРОК Инкорпорейтед» ЗАО «Лаборатория новых информационных технологий "ЛАНИТ"» ЗАО «Поликом Про» ООО «ПС-Вэйр» (PC-WARE Russia) ООО «Ситроникс Информационные Технологии» ЗАО «СофтЛайн Трейд» ООО «Техносерв АС» ООО «УСП Компьюлинк» Прибыль направляется исключительно в государственный бюджет; Организация пользуется налоговыми льготами или освобождением от налогов на прибыль организаций; Финансирование организации осуществляется более чем на половину за счет государства (то есть финансирование за счет коммерческой деятельности составляет менее 50%). Только 13!Надо соответствовать! EA/EAS
Спасибо!
Провести инвентаризацию, чтобы понять, что есть, чего не хватает и что надо купить Обратиться в Microsoft на единый почтовый адрес для Здравоохранения - Универсальные сервисы – для всех систем
Примеры: : Почта России Счетная палата РФ Высший арбитражный суд Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» (Госкорпорация «Росатом» ФЕДЕРАЛЬНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО (РОСКОСМОС) правительства областей – Санкт Петербург, Татарстан, Новосибирск, Новосибирская обл.
Как купить: Универсальные сервисы – для всех систем Государственная организация здравоохранения МЕСТНАЯ ИТ КОМПАНИЯ LAR Майкрософт ИРЛАНДИЯ (MIOL)
Функции инфраструктурного ПО Управление пользователями Управление пользователями Электронные коммуникации ( , ВКС) Электронные коммуникации ( , ВКС) Хранение и обработка данных Обмен данными Единые средства для коллективной работы с информацией Управление ИТ Полностью обеспечивается базовыми, стандартными, промышленными продуктами Microsoft ИТ-безопасность