Формирование информационной компетентности в процессе изучения курса географии Ефремова Ольга Александровна учитель географии I квалификационной категории МОУ «СОШ 6 г. Вольска»
Информационная компетентность – навыки деятельности по отношению к информации; навыки деятельности по отношению к информации; владение современными средствами информации и информационными технологиями; владение современными средствами информации и информационными технологиями; поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передачу; поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передачу;
Потоки информации: 1. наглядные (карты, схемы, макеты) 2. письменные (учебники, печатные тесты) 3. новые информационные носители (СD-диски, Интернет) 4. устные (речь учителя, речь одноклассников, информационные сообщения: ТВ, радио)
Цель: формирование информационной компетентности через использование различных видов и способов работы на уроке
Задачи: научить вчитываться в текст и отслеживать собственное понимание; научить вчитываться в текст и отслеживать собственное понимание; формировать информационную компетенцию при использовании электронных ресурсов в сети Интернет; формировать информационную компетенцию при использовании электронных ресурсов в сети Интернет; использовать субъективный опыт ребенка и стимулировать к самостоятельному выбору. использовать субъективный опыт ребенка и стимулировать к самостоятельному выбору.
Новизна: выявление педагогических приемов и методов, способствующих повышению эффективности образовательного процесса, через формирование информационной компетентности всех его участников
Работа с текстами на уроках географии как основа формирования информационной компетентности от обучения чтению к чтению для обучения.
Методические приемы: Чтение и формирование понятий. ; Чтение и формирование понятий. ; Верные или неверные утверждения; Верные или неверные утверждения; Перепутанные логические цепочки; Прием «корзина идей»; Прием «Инсерт»; Приём «Кластер»; Приём «Сводная таблица».
Формирование элементов информационной компетентности учащихся на уроках с использованием Интернет-ресурсов Использование ресурсов Интернета на уроке, как правило, является необычной, новой и увлекательной для учащихся формой учебной работы. Поэтому подобный урок требует скрупулезного планирования и продумывания видов деятельности учащихся в ходе занятия.
Рекомендации по организации занятий с использованием Интернет-ресурсов: тщательно планировать работу детей за компьютерами (индивидуально, в парах, в группах); тщательно планировать работу детей за компьютерами (индивидуально, в парах, в группах); нужны явные постановки заданий по использованию указанных ресурсов; нужны явные постановки заданий по использованию указанных ресурсов; в задании необходим конечный продукт и оценочные требования к нему; в задании необходим конечный продукт и оценочные требования к нему; составление аннотированного каталога Интернет- ресурсов. составление аннотированного каталога Интернет- ресурсов.
Использование технологий личностно ориентированного обучения Наиболее точно решению задачи формирования информационно-коммуникативной компетентности при изучении географии могут помочь технологии личностно-ориентированного обучения, т.к. именно они ориентированы на человека, формирование его активной позиции.
Принципы личностно-ориентированного обучения: использование субъектного опыта ребенка и предоставление ему свободы выбора при выполнении заданий; использование субъектного опыта ребенка и предоставление ему свободы выбора при выполнении заданий; накопление знаний, умений и навыков не в качестве самоцели, а важного средства реализации детского творчества; накопление знаний, умений и навыков не в качестве самоцели, а важного средства реализации детского творчества; обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества. обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества.
Технологии личностно-ориентированного обучения: проблемное обучение ; проблемное обучение ; технология критического мышления; технология критического мышления; учебная игра; учебная игра; заседание экспертных групп; заседание экспертных групп; дискуссия; дискуссия; проектная технология. проектная технология.
Диаграмма 1.Диагностика сформированности информационной компетентности. (вводная) Диаграмма 1.Диагностика сформированности информационной компетентности. (вводная)
Диаграмма 2. Диагностика сформированности информационной компетентности. (итоговая) Диаграмма 2. Диагностика сформированности информационной компетентности. (итоговая)
Работа с различными видами текстами в основной школе является одной из задач общего характера. География как учебный предмет имеет достаточный потенциал для успешного формирования общеучебного умения по работе с текстом.