Информация и информационные ресурсы
Информация – сведения о предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, которые уменьшают имеющуюся о них неопределенность, неполноту знаний.
Данные – это информация, пред- ставленная в виде, пригодном для обработки автоматическими средст- вами при возможном участии человека.
Знания – это информация, на основании которой путем логических рассуждений могут быть сделаны определенные выводы.
Характеристики информации Структура определяет взаимосвязи между составляющими ее элементами Форма символьно- текстовая графическая звуковая
Свойства информации: достоверность, достоверность, полнота, полнота, ценность, ценность, актуальность, актуальность, понятность. понятность.
Элементарные операции информационного процесса : сбор, преобразование информации, ввод в компьютер; сбор, преобразование информации, ввод в компьютер; передача информации; передача информации; хранение и обработка информации; хранение и обработка информации; предоставление информации пользователю. предоставление информации пользователю.
При использовании компьютеров информация подразделяется на входную и выходную. При этом следует разделять входную информацию для пользователя и входную информацию для компьютера, аналогично - выходную информацию для пользователя и для компьютера.
Стадии преобразования информации: Преобразование информации из вида, представленного пользователю, к виду, доступному для ввода в компьютер. Ввод информации в компьютер, преобразование к электронному виду представления. Переработка информации при помощи одного или нескольких алгоритмов программными средствами информационных технологий. Представление выходной информации в электронном виде. Преобразование информации из электронного вида к виду, необходимому для преставления пользователю.
Экономическая информация включает сведения о составе трудовых, материальных и денежных ресурсов и состоянии объектов управления на определенный момент времени.
Информационный ресурс – совокупность накопленной информации, зафиксиро- ванной на материальном носителе в любой форме, обеспечивающей ее передачу во времени и пространстве для решения научных, производственных, управленческих и других задач. Информационный ресурс имеет вид книг, журналов, файлов, фотографий, отчетов, дневников и т.д.
Информационные ресурсы характеризуются: тематикой (общественно-политическая, научная, техническая, правовая, экономическая и т.д.); тематикой (общественно-политическая, научная, техническая, правовая, экономическая и т.д.); формой собственности (государственная, муниципальная, частная); формой собственности (государственная, муниципальная, частная); доступностью (открытая, секретная, ограниченного использования); доступностью (открытая, секретная, ограниченного использования); формой представления (текстовая, изобразительная, звуковая); формой представления (текстовая, изобразительная, звуковая); носителем (бумажный, электронный). носителем (бумажный, электронный).
Информационные ресурсы организации Информация о внутренней среде сведения, возникающие в результате деятельности организации, характеризуют внутреннее состояние дел Информация о внешней среде сведения о состоянии внешней среды, в которой действует организация
Информационные системы
Информационная система (ИС) – это взаимосвязанная совокупность средств, методов, персонала, используемая для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
В зависимости от уровня автоматизации различают: ручные, ручные, автоматизированные, автоматизированные, автоматические ИС. автоматические ИС.
Автоматизированная информационная система – это комплекс, который включает компьютерное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение, лингвис- тические средства, информационные ресурсы, а также системный персонал.
Подсистемы АИС: информационное обеспечение; организационное обеспечение; математическое и программное обеспечение; техническое обеспечение; правовое обеспечение.
Классификация информационных систем
Классификация информационных систем по назначению 1) Информационно-управляющие системы 2) Системы поддержки принятия решений 3) Информационно-поисковые системы 4) Информационно-справочные системы 5) Системы обработки данных
Классификация информационных систем по структуре аппаратных средств 1) Однопроцессорные ИС 2) Многомашинные системы: – Сосредоточенные вычислительные системы – Системы с удаленным доступом (с телеобработкой) – Вычислительные сети
Классификация информационных систем по режиму работы однопрограммный и мультипрограммный режимы пакетный режим, режимы индивидуального и коллективного пользования
Классификация информационных систем по характеру взаимодействия с пользователями Диалоговый режим Диалоговый режим Интерактивный режим Интерактивный режим Режим реального времени Режим реального времени
При анализе качества информационных процессов выделяют две основные группы характеристик: временные характеристики временные характеристики характеристики качества характеристики качества результирующей информации на выходе информационного процесса.
Показатели временных свойств информационных процессов: среднее время и дисперсия времени выполнения информационного процесса (среднее время реакции информационной системы на запрос пользователя); среднее время и дисперсия времени выполнения информационного процесса (среднее время реакции информационной системы на запрос пользователя); продолжительность временного интервала, в течение которого информационный процесс завершается с заданной вероятностью. продолжительность временного интервала, в течение которого информационный процесс завершается с заданной вероятностью.
Качество информационных систем характеризуется: достоверностью данных – свойством данных не содержать скрытых ошибок; достоверностью данных – свойством данных не содержать скрытых ошибок; целостностью данных – свойством данных сохранять свое информационное содержание; целостностью данных – свойством данных сохранять свое информационное содержание; безопасностью данных – защищенностью данных от несанкционированного доступа к ним. безопасностью данных – защищенностью данных от несанкционированного доступа к ним.
Современные интерфейсы: WIMP-интерфейс (Windows окно, Image образ, Menu меню, Pointer указатель); WIMP-интерфейс (Windows окно, Image образ, Menu меню, Pointer указатель); Web-интерфейс (реализуется в браузерах, ориентированных на работу пользователей в сети Интернет); Web-интерфейс (реализуется в браузерах, ориентированных на работу пользователей в сети Интернет); SILK-интерфейс (Speech речь, Image образ, Language язык, Knowledge знание). SILK-интерфейс (Speech речь, Image образ, Language язык, Knowledge знание).
Информационные технологии и компьютерные системы
Компоненты компьютерной системы: Аппаратное обеспечение Аппаратное обеспечение; Операционная система Операционная система; Прикладное программное обеспечение Прикладное программное обеспечение; Информационное обеспечение; Информационное обеспечение; Пользователи Пользователи.
Информационные технологии (ИТ) – это совокупность методов и программно- технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распределение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов.
ИТ обработки данных, ИТ обработки данных, ИТ управления, ИТ управления, Автоматизация офиса, Автоматизация офиса, ИТ поддержки принятия решения, ИТ поддержки принятия решения, ИТ экспертных систем. ИТ экспертных систем. Виды информационных технологий:
Программное обеспечение информационных технологий Под программным обеспечением (ПО) информационных систем понимается совокупность программных и докумен- тальных средств для создания и эксплу- атации систем обработки данных средствами вычислительной техники. Базовое (системное) ПО Прикладное ПО
В состав базового ПО входят: операционные системы (однозадачные, многозадачные, сетевые); операционные системы (однозадачные, многозадачные, сетевые); сервисные программы (оболочки, утилиты, антивирусные средства); сервисные программы (оболочки, утилиты, антивирусные средства); программы технического обслуживания (тестовые программы, программы контроля); программы технического обслуживания (тестовые программы, программы контроля); инструментальное ПО (трансляторы языков программирования, компиляторы, интер- претаторы, ассемблеры). инструментальное ПО (трансляторы языков программирования, компиляторы, интер- претаторы, ассемблеры).
Прикладное программное обеспечение предназначено для разработки и выполнения конкретных задач (приложений) пользователя. Прикладное программное обеспечение предназначено для разработки и выполнения конкретных задач (приложений) пользователя. Пакет прикладных программ (ППП) – это комплекс программ, предназначенный для решения задач определенного класса. Пакет прикладных программ (ППП) – это комплекс программ, предназначенный для решения задач определенного класса.
Типы прикладного ПО: общего назначения; общего назначения; методо-ориентированное ПО; методо-ориентированное ПО; проблемно-ориентированное ПО; проблемно-ориентированное ПО; ПО для глобальных сетей; ПО для глобальных сетей; ПО для организации (администрирования) вычислительного процесса. ПО для организации (администрирования) вычислительного процесса.
Проблемно-ориентированное прикладное программное обеспечение – это программные продукты, предназначенные для решения какой-либо задачи в конкретной функциональной области: Проблемно-ориентированное прикладное ПО для промышленной сферы (Галактика). Проблемно-ориентированное прикладное ПО для промышленной сферы (Галактика). Проблемно-ориентированное прикладное ПО непромышленной сферы (Oracle, Informix). Проблемно-ориентированное прикладное ПО непромышленной сферы (Oracle, Informix). ПО бухгалтерского учета (ПО БУ) (1С:Бухгалтерия, Инфобухгалтер, Бест). ПО бухгалтерского учета (ПО БУ) (1С:Бухгалтерия, Инфобухгалтер, Бест). ПО финансового менеджмента (ПО ФМ) (АльтФинансы, ЭДИП, Project Expert). ПО финансового менеджмента (ПО ФМ) (АльтФинансы, ЭДИП, Project Expert). ПО справочно-правовых систем (ПО СПС) (Консультант Плюс, Гарант, Кодекс, Референт). ПО справочно-правовых систем (ПО СПС) (Консультант Плюс, Гарант, Кодекс, Референт).