Демидова Марина Юрьевна
«Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы является достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы». «Метапредметные результаты - освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории».
регулятивные коммуникативныепознавательные Целеполагание Речевые средства Чтение и работа с информацией (с ИКТ) Планирование Выбор способа действия Контроль и коррекция Коммуникация межличностная Методологические умения Логические операции МПП УУД (ОУУ) Решение задач (проблем) «Бумаж- ные» ИМ Компью- терные ИМ Наблю- дение за деятель- ностью МПР Проектная и исследо- вательская деятель- ность
* Формирование межпредметного понятия - завершающий этап установления межпредметных связей. Межпредметные связи: содержательные, операционные методические, организационные внутрипредметные, внутрицикловые, межцикловые. Объект диагностики – ключевые понятия, отражающие методологический принцип системности и обеспечивающие формирование системного мышления в данной области.
Предметы социально-гуманитарного цикла Каждый вариант ИМ – одно понятие высокого уровня обобщения. Задания – конкретизация понятия на материале различных предметов. Группы заданий (по единому контексту) на базе содержания разных предметов с использованием текстов, как источников информации В целом вариант – охват максимального числа характерных свойств данного ключевого понятия. ИМ (группа вариантов) – несколько ключевых понятий. Интерпретация: Уровни овладения межпредметным понятием в целом Вклад предмета в формирование понятия
Пр едметы естественнонаучного цикла и математика Каждый вариант ИМ – весь спектр выбранных для диагностики межпредметных понятий Для каждого понятия – задания одинаковых моделей на материале разных предметов. Предметный и межпредметный способ конструирования заданий Динамика – расширение спектра понятий и усложнение деятельности по использованию понятий Интерпретация: Уровни овладения межпредметными понятиями в целом Успешность овладения каждым из выбранных для диагностики межпредметным понятием
Проблемы – результаты PISA. Средний балл российских учащихся по читательской грамотности на последнем этапе исследования составил 459 баллов по 1000-балльной шкале (средний балл по странам ОЭСР – 493 балла), при этом наши школьники оказались на месте среди 65 стран-участниц. Примерная образовательная программа ООО – интегрированная программа «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом»
PISA: Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. ФГОС: «Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе – досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
Информационный блок + задания. Вариант – несколько информационных блоков заданиями. Информационный блок: * Текст или набор текстов по единой тематике. * Содержание - внепредметный материал. * Сложность текста –доступность с учетом имеющихся предметных знаний. Приоритет «жизненных» ситуаций * Различные типы текстов а) сплошные: описание (художественное и техническое), повествование (рассказ, отчет, репортаж), объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация), обоснование (научный комментарий,), инструкция (указания к выполнению работы, правила, законы) Б) несплошные: формы (налоговые, анкеты и др.), Информационные листы (расписания, каталоги), расписки (билеты, квитанции и др.), сертификаты (ордера, аттестаты, контракты и др.), призывы и объявления (приглашения, повестки) * Различные способы представления информации: таблицы, графики, карты, рисунки, схемы, диаграммы
Задания: 1 группа - общая ориентация в тексте, поиск и понимание информации (тема, цель, вычленение явно заданной информации, сопоставление информации, упорядочивание и т.д.) 2 группа – преобразование и интерпретация информации, глубокое понимание текста (главная мысль, преобразование из одной формы в другую, отвечать на вопросы использованием неявно заданной информации и т.д.) 3 группа – рефлексия на форму и содержание текста (оценка) и применение информации (применение информации из текста для объяснения внетекстовой ситуации, формулировка собственной точки зрения на рассматриваемую проблему, аргументация и т.д.) o Контекст заданий: На основе текста На основе внетекстовой информации o Форма заданий: приоритет РО перед ВО и КО
4 класс 6 класс 10 класс
Контекст заданий - на основе предметного содержания! Группы заданий, связанные единым контекстом, или составные задания. Проверка одного и того же умения на разных уровнях овладения при использовании одного и того же контекста. Использование одинаковых моделей заданий на контексте разных предметов для проверки сформированности одного и того же умения Интерпретация: Уровни овладения всем спектром проверяемых видов деятельности Индивидуальная успешность овладения логическими приемами и методологическими умениями
«Бумажные» ИМ o Проверка результата деятельности по решению проблемы. o Диагностика только познавательных умений (анализ ситуации, планирование процесса, выбор оптимального решения, диагностика неполадок и т.п.) o Группы заданий на внепредеметном и предметом содержании Компьютерные ИМ o Проверка процесса решения проблемы в рамках компьютерной модели деятельности. (Вариативные пути развития событий в зависимости от принятого учащимся решении на каждом из ключевых этапов) o Диагностика познавательных умений, регулятивных (оптимальное планирование и коррекция процесса), межличностной коммуникации o Использование внепредметного содержания
Основная школа Групповой проект Регулятивные и коммуникативные результаты Методы: наблюдение процесса, критериальное оценивание результата Источники информации: Наблюдение за планированием и организацией работы Наблюдение за характером взаимодействия учащихся Наблюдение за процессом презентации Оценка полноты используемых средств Самооценка учащихся и оценка качества созданного продукта Средняя школа Индивидуальный проект Познавательные, регулятивные и коммуникативные результаты Методы: критериальное оценивание этапов и результатов деятельнсоти, наблюдение за процессом