ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ ТЕМА 4. ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ Подготовил Иванов А.Н.
Эволюция систем поддержки принятия решений
Первые системы – системы обработки транзакций (TSP) – это компьютерные системы, предназначенные для выполнения рутинных операций регистрации, накопления, хранения и выдачи информации в заранее заданной форме. Как видим, в рамках таких систем принятие решений обеспечивалось только информацией. Следующим этапом развития информационных систем было появление концепции автоматизированной системы управления (АСУ). На Западе эта концепция получила название MIS. Это компьютерная система, предназначенная для обеспечения своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений.
Первые системы – системы обработки транзакций (TSP) – это компьютерные системы, предназначенные для выполнения рутинных операций регистрации, накопления, хранения и выдачи информации в заранее заданной форме. Как видим, в рамках таких систем принятие решений обеспечивалось только информацией. Системы автоматизации конторской деятельности (OAS) реализовывали распределенные базы данных. Устранялась излишняя централизация. Появились локальные вычислительные сети на базе средних ЭВМ. Уровень поддержки решений – информационный, применяются отдельные модели и методы для принятия оптимальных решений. OAS – это компьютерная система для выполнения комплекса операций функционирования системы управления как таковой.
Следующим этапом развития информационных систем было появление концепции автоматизированной системы управления (АСУ). На Западе эта концепция получила название MIS. Это компьютерная система, предназначенная для обеспечения своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений. Следующий этап – системы поддержки принятия решений (DDS). DDS – диалоговая компьютерная система, использующая формализованные правила и модели объекта управления совместно с базой данных и личным опытом менеджера для выработки и проверки вариантов управленческих решений. Как видим, система этого рода не обеспечивает информационно процесс принятия решений, а участвует в нем.
Вершиной развития информационных систем являются экспертные системы (ES). Экспертная система – это компьютерная система, использующая знания одного или нескольких экспертов, представленные в некотором формальном виде, для решения задач принятия решений (ESS – это вариант решений DDS для высшего руководства).
УровеньВходОбработкаВыходПользователи TPS системы обработки запросов Запросы, документы Сортировка, слияние, модификация Отчеты, доклады, списки Оперативны й и технический персонал OAS системы автоматизации делопроизводс тва и коммуникации Документы, расписания Контроль выполнения распоряжения, связь Документы, графика, почта, сводки Служащие, персонал MIS системы оперативного управления Итоговые оперативны е данные, данные большого объема, простые модели Обычные отчеты, простые модели, простейший анализ Предложени я, возражения, указания Управляющи е линейные менеджеры, операторы
УровеньВходОбработкаВыходПользователи DSS системы поддержки процесса принятия решений Слабо формализова нные данные, аналитически е модели Моделирование, выработка альтернатив Альтернат ивы и результаты их анализа Средний персонал управления KWS аналитичес кие системы Технологичес кие данные, база знаний Моделирование, анализ, прогнозирование Модели, результаты анализа, графика, таблицы, отчеты Аналитики, ИТ профессиона лы ESS Стратегичес кие ИС Совокупные данные Анализ и принятие решений, моделирование Решения, стратегии, планы Высшее руководство продолжение
Итак, система поддержки принятия решений – диалоговая автоматизированная информационная система, использующая правила решений и соответствующие модели с базами данных, а также интерактивный компьютерный процесс моделирования, поддерживающий принятие самостоятельных и неструктурированных решений отдельными менеджерами и личным опытом лица, принимающего решения, для получения конкретных, реализуемых решений проблем, не поддающихся решению обычными методами.