Астанина Ирина Геннадьевна, учитель начальных классов МОУ СОШ 120
О СУЩЕСТВЛЯТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ВОЗМОЖНО ПРАКТИЧЕСКИ НА ВСЕХ ПРЕДМЕТАХ
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ: ПРОПЕДЕВТИЧЕСКАЯ МОТИВАЦИОННАЯ
ПРОПЕДЕВТИЧЕСКАЯ – формирование ранних естественнонаучных представлений и понятий. Учащиеся знакомятся со многими понятиями, которые используются в предметах естественного цикла в среднем звене.
МОТИВАЦИОННАЯ – ВВЕДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В ОКРУЖАЮЩИЙ МИР открывают разные стороны мира; формируется собственное видение мира. Тем самым активизируется любознательность школьников, инициируется интерес к изучению природы, выявлению взаимосвязей между человеком и природой.
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. научно-познавательный; ценностный; нормативный; практически-деятельностный
НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ - р аскрывает свойства предметов, их многообразие, связи между ними, проблемы окружающей среды, представления о научной картине мира.
ЦЕННОСТНЫЙ - р аскрывает многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека.
НОРМАТИВНЫЙ – р аскрывает правила поведения человека и его деятельности в природе и социальном окружении.
ПРАКТИЧЕСКИ- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ – раскрывает потребность действия и реальный вклад ребенка в улучшение состояния окружающей среды
В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ. требуют модернизации; должны позволить детям усвоить знания в ближайшем природном окружении; должны превратить ребенка из постороннего наблюдателя в участника всех природных процессов.
ЭКСКУРСИИ ВЕДУЩИЕ ФОРМЫ:
ПРОГУЛКИ В ПРИРОДУ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ, ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА, НАБЛЮДЕНИЯ В ПРИРОДЕ
ДАННЫЕ ФОРМЫ ПОЗВОЛЯЮТ РЕБЕНКУ: развивать умения видеть, чувствовать, обсуждать явления природы, задавать вопросы и выдвигать версии-ответы; видеть необычное в привычном; развивать образное художественное мышление; чувственно познавать мир; содержательно общаться и взаимодействовать с окружающим миром.
ВЕДУЩИЕ МЕТОДЫ: экологический проект; экологическая игра.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Метод проектов способствует: актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности. Специфика экологического проекта: педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Способствует активизации учебного процесса. Развивает наблюдательность, внимание, память, мышление. Игровые формы: головоломки, шарады, ребусы, игры, загадки, сказки.
В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ ШКОЛЬНИКИ УЧАТСЯ УСТАНАВЛИВАТЬ СУЩЕСТВУЮЩИЕ В ПРИРОДЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ; УТОЧНЯЮТ, ЗАКРЕПЛЯЮТ, О БОБЩАЮТ, ПОЛУЧЕННЫЕ РАНЕЕ ЗНАНИЯ, РАСШИРЯЮТ КРУГОЗОР.
Природная любознательность, повышенная эмоциональная чуткость и отзывчивость, доверчивость, интерес к игровой деятельности младших школьников способствуют успешному выполнению задач экологического образования.
НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫМ СРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ЯВЛЯЕТСЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА Можно использовать, работая по всем существующим программам Простой «житейский» вопрос уже можно считать экологической задачей.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА Дети часто наблюдают после дождя массовый выход дождевых червей на поверхность земли. Какова причина этого явления? Все в природе имеет свои причины и следствия. Следствия дети наблюдают, а вот в причинах им следует разобраться.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ дают детям основы знаний и навыков, позволяют понять сложность развития окружающего мира, стимулируют детскую любознательность, способствуют проявлению заботы и беспокойства о состоянии природы.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ - позволяет: разбудить и развить чувства ребенка; ввести знания и чувства в конструкцию личности.
И тогда маленький человек никогда не сломает ветку дерева не потому, что это кто-то увидит, а потому, что ощутит внутренний нравственный и эмоциональный запрет.