выступление на городской научно-практической конференции для учителей-дефектологовтема: «Особенности развития детей «Особенности развития детей с нарушенной слуховой функцией и направления коррекционно- педагогической работы» автор: учитель-дефектолог Твердунова Татьяна Викторовна СПб ГУЗ «Психоневрологический дом ребёнка 9»
Слух и его значение для развития ребенка Звук обогащает представления ребенка об окружающем мире Звук обогащает представления ребенка об окружающем мире Звук является одним из регуляторов поведения и деятельности человека Звук является одним из регуляторов поведения и деятельности человека Слуховое восприятие развивается прежде всего как средство обеспечения общения и взаимодействия между людьми Слуховое восприятие развивается прежде всего как средство обеспечения общения и взаимодействия между людьми
Причины предотвращаемой тугоухости
Антенатальный (дородовый) период ПричинаСпособ решения проблемы Брак между близкими родственниками Просвещение населения КраснухаВакцинация СифилисАнтенатальное лечение, просвещение населения Метаболические нарушения Правильное питание Препараты с ототоксическим действием Избегать использования препаратов либо правильно их применять
Препараты с ототоксическим действием 1. Антибиотики аминогликозного ряда: стрептомицин, мономицин, канамицин, гентамицин, амикацин и др; 2. Мочегонные средства – фуросемид и т.п.; 3. Аспирин 4. Хинин
Перинатальный и неонатальный период ПричинаСпособ решения проблемы Родовая травма – аноксия Совершенствование акушерской помощи Желтуха (гемолитическая) Предварительное определение Rh- фактора и адекватные мероприятия Препараты с ототоксическим действием Избегать использования препаратов либо правильно их применять
Детский период ПричинаСпособ решения проблемы Средний отитПравильное лечение респираторных заболеваний, соблюдение правил гигиены Инфекционные болезни (менингит, корь, паротит) Вакцинация Препараты с ототоксическим действием Избегать использования препаратов либо правильно их применять
Факторы риска по тугоухости и глухоте
1.Инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз) 2. Токсикозы беременности 3. Асфиксия плода 4. Внутричерепная родовая травма 5. Гипербилирубинемия (более 20 ммоль/л)
6. Гемолитическая болезнь новорожденного 7. Масса тела при рождении менее г г. 8. Недоношенность Применение препаратов с ототоксическим действием, назначавшихся матери во время беременности или ребенку
10. Гестационный возраст более 40 недель 11. Наследственные заболевания у родственников, сопровождающиеся поражением слухового анализатора 12. Оценка по шкале Апгар 4/6 баллов; проведение интенсивной терапии: искусственная вентиляция легких, длящаяся 5 дней и дольше
Классификация нарушений слуховой функции Неймана Л.В. (1977 г.) 1. Тугоухость – такое снижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии и в самостоятельном овладении речью. Однако остается возможность овладения с помощью слуха хотя бы ограниченным и искаженным запасом слов. 2. Глухота – такая степень снижения слуха, при которой самостоятельное овладение речью (спонтанное формирование речи) оказывается невозможным
Степени определения тугоухости
1-я степень Снижение слуха не превышает 50 дБ. Для ребенка остается доступным речевое общение: он может разборчиво воспринимать речь разговорной громкости на расстоянии 1-2 м
2-я степень Средняя потеря слуха от 50 до 70 дБ. Речевое общение затруднено, так как разговорная речь воспринимается на расстоянии до 1 м
3-я степень Потеря слуха превышает 70 дБ. Общение нарушается, так как речь разговорной громкости воспринимается неразборчиво даже у самого уха
Степени определения глухоты
1-я степень Дети, воспринимающие звуки самой низкой частоты, т.е Гц 2-я степень Дети, воспринимающие звуки до 500 Гц Восприятие лишь очень громких звуков на небольшом расстоянии (громкий крик, гудок паровоза, удары в барабан)
3-я степень Дети, воспринимающие звуки до 1000 Гц 4-я степень Дети, которым доступно восприятие звуков в широком диапазоне частот, т.е Гц и выше Восприятие и различение на небольшом расстоянии значительно больше звуков, разнообразных по своей частотной характеристике (звучания различных музыкальных инструментов и игрушек, громкие голоса животных, некоторые бытовые звуки: звонок в дверь, звучание телефона и др.), а также возможность различать речевые звучания – несколько хорошо знакомых лепетных или полных слов.
Педагогическая классификация Р.М. Боскис
Глухие 1. Ранооглохшие дети- дети без речи, родившиеся глухими или потерявшие слух в период, предшествующий формированию речи (примерно до двух лет) 2. Позднооглохшие дети- дети с речью, уровень которой может быть различен, потерявшие слух в период, когда их речь была сформирована дети с речью, уровень которой может быть различен, потерявшие слух в период, когда их речь была сформирована
Слабослышащие 1. Слабослышащие дети, которые к моменту поступления в школу имеют тяжелое недоразвитие речи (отдельные слова, короткие, неправильно построенные фразы, грубые нарушения лексического, грамматического, фонетического строя речи) 2. Слабослышащие дети, владеющие развернутой фразовой речью с небольшими отклонениями в грамматическом строе, фонетическом оформлении
Обследование слуха 1. Методики, основанные на регистрации поведенческих безусловных ориентировочных реакций на звук (с рождения до 1,5-2 лет) 2. Методики, основанные на регистрации условно-рефлекторных реакций на звук (2-3 года) 3. Обследование слуха речью (с 2-3 лет)
Поведенческий скрининг - мигание век - реакция вздрагивания всего тела (реакция Моро) - замирание или «застывание» ребенка - движение конечностей, разведение рук и ног в стороны стороны - поворот головы к источнику звука или от него - гримаса (нахмуривание бровей, зажмуривание глаз) - сосательные движения - пробуждение спящего ребенка в сочетании с легкой дрожью всего тела дрожью всего тела - изменение ритма дыхания - широкое открывание глаз.
Метод гороховых проб - первая – наполнена нелущеным горохом, сотрясение которой создает звук интенсивностью дБ; - вторая – гречкой-ядрицей, сотрясение которой создает звук интенсивностью дБ; - третья – манкой, сотрясение которой создает звук интенсивностью дБ. - четвертая баночка остается пустой. Каждые три месяца наполнители в баночках следует заменять.
При нормальном слухе: - у малыша до четырех месяцев отмечается реакция на звучание баночек с гречкой и горохом, но он не локализует их звучание; на звук баночки с манкой малыш обычно не реагирует; - у ребенка старше четырех месяцев отмечаются безусловно-ориентировочные реакции на звучание всех трех баночек: с манкой, гречкой и горохом; он определяет направление звука, т.е. поворачивает голову (или глаза) в сторону баночки с тем или иным наполнителем.
Обследование слуха речью
Особенности развития детей младенческого и раннего возраста
Организация и направления коррекционно- педагогической работы
Развитие движений Развитие движений Развитие зрительного восприятия, пространственной координации и тактильно-двигательного восприятия Развитие зрительного восприятия, пространственной координации и тактильно-двигательного восприятия Развитие действий с предметами Развитие действий с предметами Развитие вибрационной чувствительности Развитие вибрационной чувствительности Развитие ориентировки в пространстве Развитие ориентировки в пространстве Развитие устной речи и слухо-зрительного восприятия Развитие устной речи и слухо-зрительного восприятия Развитие слухового восприятия (речевого слуха) Развитие слухового восприятия (речевого слуха) Развитие письменной речи (глобальное чтение) Развитие письменной речи (глобальное чтение)
Спасибо за внимание