Федеральный государственный образовательный стандарт Москва январь, 2012 Основное общее образование
СОЦИАЛЬНЫЕ: запросы семьи, общества, государства ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ и МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ: концепция духовно- нравственного воспитания НАУЧНЫЕ: фундаментальное ядро содержания общего образования СТРУКТУРА: три системы требований СТАТУС: нормативный документ непрямого действия ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ и СОСТАВ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, обеспечивающих функционирование ФГОС ОСОБЕННОСТИ: конвенциональная норма ориентация на результат деятельностный подход КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФГОС Основы ФГОС
Требования к структуре ООП Требования к результатам освоения ООП Ожидаемые результаты деятельности системы образования Организационные и педагогические условия деятель- ности системы образования Требования к условиям ре- ализации ООП Ресурсы: кадры, материальная база, информация, финансы Три системы Требований стандарта
ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА Фундаменталь- ное ядро содер- жания образо- вания Примерная образовательная программа ОУ Образовательный процесс Концепция духовно- нравственного воспитания Запросы семьи, общества, государства ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Поясни- тельная записка Плани- руемые резуль- таты Система оценки СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Програм- ма разви- тия УУД Учебные програм- мы Програм- ма воспи- тания и социали- зации Програм- ма кор- рекцион- ной ра- боты ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Учебный план Система Условий реализа- ции ООП Автор- ские прог- раммы и УМК Внеш- няя оцен- ка Образовательная программа ОУ
ТЕКСТ СТАНДАРТА Примерная образовательная программа Где можно познакомиться с текстом ФГОС? Где можно познакомиться с текстом ФГОС? А также в пособиях издательства «Просвещение», серия «Стандарты второго поколения»
Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценностиобразования Чему учить?обновлениесодержания Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности Реализация деятельностного подхода – важнейшая особенность нового стандарта
Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач В чем проявляется достижение основных образовательных результатов? личностных: готовность и способ- ность к саморазвитию: самоопределению; смыслообразованию; ценностная ориентация. метапредметных: способность к саморегуляции; коммуникации; познанию. предметных: система знаний способность к полу- чению новых знаний, их преобразованию и применению.
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Основное средство в руках учителя – УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ и УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ Реализация деятельностного подхода – важнейшая особенность нового стандарта
… личностно-центриро- ванное обучение проекты, сотрудничество, самостоятельное приобрете- ние знаний, саморегуляция, персонификация, индивидуализация … выход за пределы класса, школы междисциплинарность, глобальное мышление, модель учения 24/7 … интеграция ИКТ в преподавание и учение … включают : Приобретение знаний Сотрудничество Решение проблем и инновационность Использование ИКТ для обучения Развернутая коммуникация Самостоятельное планирование своей работы учащимися, мониторинг индиви- дуального прогресса в учении Инновационная практика обучения Навыки 21 го века … требования : Освоение системы знанийОсвоение системы знаний Приобретение и интеграция знаний Сотрудничество Решение творческих и поисковых проблем Использование ИКТ для обучения Коммуникация Самоорганизация и саморегуляция Личностный смысл учения и рефлексия Ценностно-смыс- ловые установки Россия : Стандарт, 2010 Чему и как учиться и учить в 21 м веке: международный контекст и Россия
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ: Каким должно быть учебное задание, чтобы оно позволяло формировать выделенные навыки?
СЕМИНАР «КОНСТРУИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ: ДОСТИЖЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ» При анализе заданий использована методика кодировки (оценки) учебных заданий, разработанная в Стэнфордском исследовательском институте (SRI International, США, Калифорния) и апробированная в России в г.г. в рамках международного сравнительного исследования инновационной практики обучения (ITL)
Каким должно быть учебное задание? ОБЩАЯ ИДЕЯ и СХЕМА РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ПРОБЛЕМЫ: ИСПОЛЬЗУЯ МЕТОДИКУ КОДИРОВКИ (ОЦЕНКИ) УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ 1)определяем СТЕПЕНЬ ПРИГОДНОСТИ задания для формирования данного навыка 2)находим «БОЛЕВЫЕ ТОЧКИ» данного учебного задания 3)КОРРЕКТИРУЕМ ЗАДАНИЕ или составляем новое «хорошее» задание 2. ДАЕМ ОТВЕТ НА ЭТОТ ВОПРОС: СОЗДАЕМ МОДЕЛЬ ХОРОШЕГО ЗАДАНИЯ ШАГИ 1. ФОРМУЛИРУЕМ ОСНОВНОЙ ВОПРОС ДЛЯ ОЦЕНКИ ЗАДАНИЯ: В какой мере задание побуждает учащихся выполнять действия, приводящие к формированию данного навыка? Какие это действия? 3. РАЗРАБАТЫВАЕМ И ПРИМЕНЯЕМ АЛГОРИТМ ОЦЕНКИ ЗАДАНИЯ 4. ИСПОЛЬЗУЯ ЗНАНИЯ О СТРУКТУРЕ УЧЕБНОГО ЗАДАНИЯ, В СЛУЧАЕ НЕОБХОДИМОСТИ ИЗМЕНЯЕМ ЕГО ОТДЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
Повышение квалификации учителя Профессиональное мастерство Проектирование учебного процесса Организация работы учащихся Оценочная деятельность ИКТ-компетентность
Спасибо за внимание! Ольга Борисовна Логинова ОБСУЖДЕНИЕ: