Национальный музей живописи и скульптуры Прадо является одной из главных ценностей Мадрида. Испанцы его уважительно величают «Museo del Prado». Живописная коллекция крупнейшего художественного собрания Испании создана в 1819 г. на основе церковных и испанских коллекций и сейчас насчитывает боле 8600 полотен, но выставлено менее 2000 из - за недостатка места. Начало коллекции музея было положено много раньше его основания и первым монархом, который решил сохранить для наследника свою художественную коллекцию, был Карлос I – испанский король и он же Карл V Габсбург ( ) – император Священной Римской империи. Он был страстным коллекционером и собирателем с тонким художественным вкусом, из художников он особенно любил Тициана. Филипп II ( ), наследник Карлоса I продолжил начатое. И Карл V и Филипп II привозили в Испанию все лучшее из подвластных территорий. Своими богатыми коллекциями ранней итальянской и нидерландской живописи музей Прадо обязан именно им. В Италии скупались полотна Беллини иМантеньи, заказывались картины Тициану, Веронезе и Тинторетто. Пребывание Филиппа III ( ) на престоле, который ничего не смыслил в искусстве, не пополнило королевскую коллекцию, а наоборот он даже сумел подарить картины Караваджо императору Священной Римской империи, украшающие ныне Венскую галерею. Немного сгладили эти потери, созданные в Испании за это время картины Рубенса, а также приобретение его некоторых других работ. Филипп IV ( ) в противовес Филиппу III был страстным коллекционером и сумел купить после смерти Рубенсамного замечательных поздних работ этого мастера, а также полотна Ван Дейка и Иорданса. С приходом Бурбонов на испанский трон сменились вкусы правителей. Коллекцию заполонили произведения второго эшелона французских мастеров при Карл e III, а работы его любимого немецкого мастера Антона Рафаэля Менгса, долгое время служили для испанских художников образцом. Идея о преобразовании в публичный музей королевской коллекции родилась в конце XVIII века, и лишь Луис де МарианоУркихо в 1809 году став советником Жозефа Бонапарта добился на этот счет подписания указа. Возвратившийся из изгнания Фернандо VII ( ) в 1814 году издал указ об учреждении публичного музея, но до конца идея не была реализована и вернулись к ней только в 1818 году. Открытие Музея науки и искусства состоялось 19 ноября 1819 г. с коллекцией в 311 картин. Музей именно тогда получил свое окончательное название – Прадо, чем подчеркивалась его преемственность и связь с первой картинной галереей королевского загородного дворца.
Наиболее широко представлена в музее испанская живопись. Можно увидеть развитие испанской живописи, начиная с XII века. Представлены средневековые фрески, готика, искусство Ренессанса и реалистические картины XIX века. Среди представленных авторов Веласкес, Эль Греко, Мурильо, Сурбаран, Гойя … фрески готика Ренессанса Веласкес Эль Греко Мурильо Сурбаран Гойя
Диего Веласкес Менины Менины Диего Веласкес Портрет короля Филиппа IV Эль Греко Рыцарь с рукой на груди
Среди авторов следует отметить Андреа Мантенью, Сандро Боттичелли, Рафаэля, Андреа дель Сарто, Тинторетто, Веронезе. Особенно следует отметить произведения Тициана. Андреа Мантенью Сандро Боттичелли Рафаэля Андреа дель Сарто Тинторетто Веронезе Тициана Многие картины итальянских мастеров были приобретены королями Карлом V, Филиппом II, и, в особенности, Филиппом IV. Особенно приобретались картины художников из Венеции. Карлом V Филиппом II Филиппом IV Венеции
Сандро Боттичелли История Настаджо дельи Онести Рафаэль Санти Портрет Кардинала Андреа дель Сарто Мадонна с младенцем и ангелом Веронезе Битва при Лепанто 1571
Основные художники, представленные в коллекции : Рогир ван дер Вейден, Ганс Мемлинг, Иоахим Патинир, Иеронимус Босх, Питер Брейгель, Рубенс, Якоб Йорданс и Антон ван Дейк. Произведения фламандских художников попали в музей, так как более полутора веков провинции современных Бельгии, Нидерландов и Люксембурга принадлежали испанской короне. По этой причине многие фламандские художники работали в Испании. Одним из главных шедевров фламандской школы в музее является картина Босха « Воз сена ». Рогир ван дер Вейден Ганс Мемлинг Иоахим Патинир Иеронимус Босх Питер Брейгель Рубенс Якоб Йорданс Антон ван Дейк Бельгии Нидерландов Люксембурга
Иоахим Патинир Переправа через реку Стикс Иероним Босх Воз сена 1550 Воз сена 1550 Питер Брейгель старший Триумф смерти 1560 Триумф смерти 1560
Источники. 1) sozdaniya-muzeya-prado sozdaniya-muzeya-prado 2) %E5%E9_%CF%F0%E0%E4%EE#.D0.98.D1.82. D0.B0.D0.BB.D1.8C.D1.8F.D0.BD.D1.81.D0.BA. D0.B0.D1.8F_.D1.88.D0.BA.D0.BE.D0.BB.D0.B0 %E5%E9_%CF%F0%E0%E4%EE#.D0.98.D1.82. D0.B0.D0.BB.D1.8C.D1.8F.D0.BD.D1.81.D0.BA. D0.B0.D1.8F_.D1.88.D0.BA.D0.BE.D0.BB.D0.B0