1
Отчет о результатах исследования Изучение существующей политики компаний в отношении бизнес-подарков и отношения к практике перенаправления сувенирных бюджетов на благотворительность Ноябрь, 2007 г.
3 В 2007 г. в России стартовала масштабная инициатива «Благотворительность вместо сувениров», суть которой заключается в перенаправлении новогодних сувенирных бюджетов на благотворительные цели. От новогодних бизнес-подарков в гг. отказался целый ряд компаний, сувенирные бюджеты которых были направлены на оказание адресной помощи детям, на проведение благотворительных акций и поддержку деятельности некоммерческих организаций. Координатором Инициативы выступил российский филиал британского благотворительного фонда Charities Aid Foundation (CAF Россия). Принимая активное участие в работе Инициативы «Благотворительность вместо сувениров», компания КОМКОН провёла опрос московских коммерческих организаций для изучения текущей политики в отношении подарков и сувениров, а также для оценки потенциала и перспектив практики направления подарочных бюджетов на благотворительность. В данном отчёте приведены краткие результаты опроса. Введение
4 Анкета Анкета разработана совместно сотрудниками КОМКОН и CAF Россия Процедура опроса Метод опроса – опрос по телефону, с использованием системы CATI (Computer Assistant Telephone Interview) Длительность интервью – 10 минут. Кого опрашивали Сотрудников московских компаний, которые лично отвечают за закупку подарков и сувениров Выборка 250 интервью Описание исследования
5 Насколько распространена практика дарения подарков и бизнес-сувениров? Покупает ли Ваша компания подарки и бизнес-сувениры для партнёров и клиентов? Разбивка по численности сотрудников Среди московских компаний численностью не менее 10 сотрудников порядка 60% компаний покупают подарки и сувениры. Чем крупнее компания, тем больше вероятность того, что она делает подарки своим партнёрам и клиентам. В дальнейшем опрашивались только те компании, которые делают подарки (124 компании). База: 250 компаний
6 Какие компании были опрошены? Численность Отрасль Торговля и другие услуги населению Строительство, транспорт, производство Финансы, консалтинг, страхование Культура, СМИ, досуг Связь, IT, высокотехнологичное производство Образование и здравоохранение ТЭК Другое Всего было опрошено 124 компании, которые делают подарки База: 124 компании, делающие подарки
7 Кому делают подарки? Партнёрам компании Клиентам компании - юридическим лицам Клиентам компании - физическим лицам Журналистам Другим категориям Кому вы дарите подарки и сувениры? Вы дарите подарки всем клиентам или только ключевым? Только ключевым ВсемКогда как Подарки в первую очередь дарят собственным сотрудникам, партнёрам и клиентам. У ключевых клиентов шанс получить подарок выше, чем у «обычных». База: 124 компании, делающие подарки
8 По какому поводу дарят подарки? На Новый год \ Рождество На 8 марта В день рождения клиента \ партнёра На 23 февраля В честь юбилея нашей компании На отраслевые \ профессиональные праздники В других случаях В каких случаях вы дарите подарки и сувениры? Практически все компании делают подарки на Новый год или Рождество. Три четверти опрошенных компаний дарят подарки на 8 Марта. А две трети поздравляют клиентов или партнёров с Днём рождения. База: 124 компании, делающие подарки
9 Кто выбирает подарки? Генеральный директор \ владелец Отдел маркетинга и рекламы Финансовый директор Менеджеры, работающие с клиентами Отдел кадров \ отдел персонала Отдел по связям с общественностью Секретари \ офис-менеджеры Завхоз Другие сотрудники Кто в вашей компании принимает решение о том, что именно дарить? Как правило, генеральный директор или владелец компании играет ключевую роль в принятии решения о том, что именно дарить. В выборе подарков также участвуют отдел маркетинга и рекламы, финансовый директор и менеджеры, работающие с клиентами. База: 124 (компании, делающие подарки) База: 124 компании, делающие подарки
10 Какие дарят подарки? Оригинальные сувениры Алкоголь Канцтовары - ручки, ежедневники, календари и т.д. Сладости - шоколад, конфеты и т.д. Цветы Посуду Скидки на свои услуги Собственную продукцию Книги по бизнесу, подписку на журналы \ газеты Украшения Другое Что именно ваша компания дарит клиентам и партнёрам? Самый популярный подарок – оригинальный сувенир. Кроме того, принято дарить такие универсальные подарки, как алкоголь, канцтовары, сладости, цветы. Некоторые компании считают хорошим подарком собственную продукцию или скидки на свои услуги. База: 124 компании, делающие подарки
11 Формирование бюджета Выделяется столько, сколько нужно по факту Когда как Есть фиксированная сумма, исходя из неё выбираются подарки В 55% компаний выделяется столько средств, сколько нужно по факту, а четверть компаний имеет фиксированный «подарочный» бюджет. База: 124 компании, делающие подарки Каков ежегодный бюджет на подарки, сувениры?
12 Почти 50% компаний отказались или затруднились назвать годовой бюджет на подарки / сувениры. Результаты по этому вопросу приводятся от тех, кто назвал сумму. Размер бюджета Почти 20% компаний ежегодно тратят не менее рублей ( долларов США) на подарки и сувениры. 40% компаний тратят порядка – рублей (4 000 – долларов США ). Исходя из этого распределения и из общей численности московских компаний, расходы московских компаний на подарки и сувениры в этом году составят минимум долларов США. База: 70 компаний, которые делают подарки и озвучили бюджет Каков ежегодный бюджет компаний на подарки, сувениры?
13 Отношение к практике отказа от бизнес- сувениров и подарков Как лично вы относитесь к практике отказа от бизнес-сувениров и перенаправления высвобождаемых средств на благотворительность? Как вы думаете, насколько вероятно, что такая практика получит массовое распространение в России? Только 15% опрошенных полностью поддерживают практику перенаправления «подарочного» бюджета на благотворительность. В целом, опрошенные не уверены, что такая практика получит массовое распространение. Скорее всего, это будет распространено у узкого круга компаний. База: 124 компании, делающие подарки
14 Опыт отказа от бизнес-сувениров и подарков Только 7% компаний имеют опыт отказа от бизнес-сувениров и подарков и направления этих средств на благотворительность Чаще всего (6 компаний из опрошенных) деньги направлялись на адресную помощь, т.е. помощь конкретным людям (оплата лечения, покупка медикаментов и т.д.) 3 компании имеют опыт выделения грантов некоммерческим организациям По 1 разу были названы такие виды благотворительности, как покупка сувениров, открыток, календарей у некоммерческих организаций; бесплатная поддержка технических ресурсов некоммерческих организаций; совместная благотворительная акция с компанией «Макдоналдс»-бесплатные обеды для детей; бесплатное обучение Объектами адресной помощи становились, как правило, детские дома, дома ветеранов / общества ветеранов, конкретные семьи 23% опрошенных не отрицают возможности того, что их компания станет участником акции «Благотворительность вместо сувениров»
Исследовательская компания КОМКОН , Москва, ул. Мастеркова, 4 Тел Факс , Санкт-Петербург, ул. Тележная, д. 17/19, лит. А Тел Факс