«Кластерноориентированный подход в транспортно- логистическом комплексе» Программа повышения квалификации инженерных кадров Астраханский государственный университет
Задачи подготовки по программе: осуществить теоретическую подготовку слушателей в области основ конкурентоспособности региона, кластерной политики, конкурентных преимуществ, стратегий успешного функционирования кластера и региона в целом; составить целостное представление о современных методах ведения конкурентной борьбы в рамках кластеров; развить практические навыки конкурентной борьбы на основе умения видеть свои конкурентные преимущества, создавать уникальную стратегию, реализовывать кластерные инициативы. Форма итоговой аттестации по программе - защита командного проекта Астраханский государственный университет
Объем программы и виды учебной работы Вид учебной работыВсего часов Лекционные занятия7 Практические занятия36 Самостоятельная работа, включая работу по подготовке к промежуточному и итоговому контролю 19 Выполнение итоговой / выпускной аттестационной работы и защита 10 Общий объем программы72 Астраханский государственный университет
УЧЕБНЫЙ ПЛАН п/п Наименование модулей Всего часов Самостоя- тельная работа В том числе Лекции Практические занятия с указанием мест проведения 1Модуль 1. Фирмы, отрасли и межграничная конкуренция Модуль 2. Конкуренция и кластеры Подготовка и защита выпускной квалификационной/ аттестационной работы 10 ИТОГО Астраханский государственный университет
Профессиональный Модуль 1. Тема 1. Введение в конкурентоспособность. Кейс 1. Финляндия и Нокиа: создание самой конкурентоспо- собной экономики в мире. Тема 2. Структурный анализ отрасли и конкурентной стратегии. Кейс 2. Корпорация Интел: 1968– Тема 3. Конкурентные действия. Стратегия в отношении покупателей и поставщиков. Кейс 3. Компания Вольво: проникновение на американский рынок. Профессиональный Модуль 2. Структура программы Тема 1. Модель ромба для развитых стран. Кейс 1. Японская факсимильная промышленность. Тема 2. Конкурентоспособность и кластерная политика Кейс 2. Калифорнийский винный кластер. Австралийский винный кластер. Тема 3. Кластеры в развивающихся странах. Кейс 3. Электроника и информационные технологии в Коста Рике. Астраханский государственный университет
I этап: предварительная подготовка к занятиям (работа с предоставленным заранее пакетом материалов – кейсы, рекомендуемая для прочтения литература, глоссарий для облегчения восприятия материалов кейса). Раздаваемые материалы составляют от 30 до 100 стр. II этап: аудиторное обсуждение кейсовой ситуации (анализ с помощью вопросов лектора, обсуждение, аргументирование, краткие выводы). III этап: самостоятельный просмотр видеоматериалов в специально предусмотренной аудитории. IV этап: лекционное занятие (преломление итогов обсуждения и просмотра под теоретический материал курса, структурированное слайдовое сопровождение излагаемого материала) Этапы работы в рамках модуля Астраханский государственный университет
Итоговая работа - проектная работа по изучению российского и/или международного опыта реально действующего кластера Учебно-методическое обеспечение: - методические рекомендации по написанию проектной работы; - алгоритмы работы с различными сайтами, периодической и научной литературой для поиска, обработки и анализа статистической и аналитической информации. Астраханский государственный университет
Выбор соответствующих интересам слушателей страны и кластера. Формирование команд. Сбор информации для проекта. Слушателям предоставляются: - возможность регистрации и доступ к базе данных Института стратегии и конкурентоспособности при Гарвардской школе бизнеса; - алгоритм работы по сбору информации, необходимой для написания проекта; - знакомство с сайтами, полезными для сбора данных. Анализ международного опыта функционирования успешных кластеров при консультационной поддержке преподавателей курса. Изучение региональной ситуации, разработка рекомендаций по активации деятельности изучаемого кластера в конкретном регионе. Защита проекта (в форме презентации). Технология выполнения проектной работы: