Модели регулятивной инфраструктуры рынка ценных бумаг, используемые в международной практике.
Регулятивная инфраструктура рынка - система регулирования рынка ценных бумаг, включающая: регулятивные органы (государственные органы и саморегулирующиеся организации); регулятивные функции и процедуры (законодательные, регистрационные, лицензионные и надзорные); законодательную инфраструктуру рынка ценных бумаг (регулятивные нормы, действующие на рынке ценных бумаг, которые на 90% состоят из законодательства по ценным бумагам); этику фондового рынка (правила ведения честного бизнеса, утверждаемые саморегулирующимися организациями); традиции и обычаи.
Модели регулятивной инфраструктуры рынка ценных бумаг, используемые в международной практике: 1. По критерию «субъект регулирования»: а) основная регулирующая роль на рынке ценных бумаг принадлежит государству; б) регулирование разделено между государством и саморегулирующимися органами. 2. По критерию «жесткость регулирования»: а) основанные на жестких, детально расписанных правилах и формальных процедурах, детальном контроле за их соблюдением; б) базирующиеся на широком использовании, наряду с жесткими предписаниями, неформальных договоренностей, традиций, рекомендаций, согласованного стиля поведения, переговоров по разрешению сложных ситуаций.
Существуют 3 модели фондового рынка в зависимости от банковского или небанковского характера финансовых посредников: Небанковская модель (США)- в качестве посредников выступают небанковские компании по ценным бумагам; Банковская модель (Германия) посредниками выступают банки. Смешанная модель (Япония)- посредниками являются как банки, так и небанковские компании.
Регулятивная инфраструктура фондового рынка в России характеризуется: смешанной моделью инфраструктуры ; гипертрофированной ролью государства в регулировании; значительными пробелами в законодательстве о ценных бумагах; жесткими предписаниями и слабым контролем за их исполнением; отсутствием правил честной практики на рынке ценных бумаг, формально предназначенных профессиональным сообществом фондового рынка; отсутствием традиций и обычаев.
Основные функции государства в регулировании : а) идеологическая и законодательная; б) концентрация ресурсов на цели создания рынка и его инфраструктуры; в) установление «правил игры» (требований к участникам, операционных и учетных стандартов); г) контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка; д) создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг и обеспечение ее открытости для инвесторов; е) формирование системы защиты инвесторов от потерь (в т.ч. государственные или смешанные схемы страхования инвестиций); ж) предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового); з) предупреждение чрезвычайного развития рынка государственных ценных бумаг (отвлекающего часть денежного предложения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства).
Российский фондовый рынок имеет исключительно сложную и противоречивую структуру государственных органов, регулирующих рынок. Эта сложность объясняется тремя причинами: 1) Смешанная модель рынка ценных бумаг (центральный банк и небанковские государственные органы в качестве регулирующих инстанций); 2) Активное вмешательство в регулирование рынка ценных бумаг приватизационного агентства (Госкомимущества); 3) Неустойчивость и конкуренция властных структур. Структура основных государственных органов, регулирующих фондовый рынок.
Согласно Закону "О рынке ценных бумаг" саморегулирующей организацией профессиональных участников рынка ценных именуется добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом и функционирующее на принципах некоммерческой организации.
Саморегулирующие организации обладают следующими основными признаками: это добровольное объединение; членами являются профессиональные участники рынка ценных бумаг; выполняют функции саморегулирования и установления формальных правил ведения бизнеса; выполняют функции, переданные им государством.
Виды саморегулирующих организаций: Международные организации - Международная организация фондовых бирж. Национальные организации – обычно в каждой стране существуют организации, претендующие на представительство интересов профессионального рынка ценных бумаг данной страны. В США это Национальная ассоциация инвестиционных дилеров, в Японии– Японская ассоциация инвестиционных дилеров и т.д. Региональные организации учреждаются в относительно замкнутых региональных рынках ценных бумаг.