Религиоведение. Конференция «Религиоведение в России. К 50-летию кафедры философии религии и религиоведения» 2-3 февраля 2010 года.
22 История вопроса Письмом Минобразования РФ 47/20-11п от г. отменены как противоречащие законам «Об образовании» и «О свободе вероисповедания» ряд писем Министерства просвещения РСФСР Впервые в нормативной практике новой системы образования появляется термин религиоведение «Министерство образования РФ в сфере духовного развития личности придерживается следующих положений: 1. Государственные органы управления образованием обязаны соблюдать принцип раздельности светского и религиозного образования. Светский характер образования в государственных образовательных учреждениях является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования
33 История вопроса 2 …в школе недопустимо религиозное или атеистическое воспитание в любых формах. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений. 3. Преподавание религиозно-познавательных, религиоведческих и религиозно-философских дисциплин, не сопровождающееся совершением религиозных обрядов и имеющее информативный характер, может входить в учебную программу государственных учебных заведений
44 История вопроса 4. …С этой целью в школах могут быть введены факультативные курсы «История религий», «Мировые религии», «Религиоведение», «Великие книги человечества» и др. 5. Изучение религиоведческих проблем может осуществляться в учреждениях внешкольного дополнительного образования в объединениях учащихся (кружках, клубах, лекториях, научных обществах учащихся и пр.) в целях наиболее полного удовлетворения духовных потребностей учащихся».
5 Международные нормы Международные правовые нормы устанавливают, что «государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать, чтобы такие образование и обучение соответствовали их собственным религиозным и философским убеждениям» (Конвенция ООН о борьбе с дискриминацией в области образования, Протокол 1 к Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод).
6 Стандарты проф. образования 90-е гг. ХХ в. последовательное утверждение стандартов подготовки специалистов по Религиоведению г. бакалавриат по религиоведению г. магистратура по религиоведению г. специалитет по религиоведению ФГОС нового поколения определяется как совокупность требований к структуре, результатам и условиям реализации Основной образовательной программы (Закон Российской Федерации «Об образовании» в ред. Федерального закона от 1 декабря 2007 г. 309-ФЗ).
7 Перспективы новых стандартов В настоящее время проекты новых федеральных государственных стандартов по направлению подготовки бакалавров и магистров Религиоведения подготовлены. Для выпускника вуза в этих ФГОС заложены профессиональные перспективы по преподаванию религиоведения в школах Для выпускника вуза в новых ФГОС по религоведению заложены профессиональные перспективы по преподаванию религиоведения в школах
8 Перспективы новых стандартов В настоящее время разрабатывается и вводится в действие поэтапно ФГОС общего образования второго поколения. ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России 6 октября 2009 г. 373, разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации. Введение ФГОС позволит перевести формирование содержания образовательных программ на иной уровень и с точки зрения полномочий образовательных учреждений.
9 Перспективы новых стандартов Установление части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса (как правило, школьными советами), существенно увеличивает возможность реализации задач учета национальных, этнокультурных, местных особенностей образовательными учреждениями, в том числе и в части изучения истории и культуры религии.
10 Поручение у Президента РФ По итогам встречи с лидерами религиозных организаций Президент дал поручение Правительству РФ от 2 августа 2009 г. Пр октября 2009 г. распоряжением Правительства РФ 1578-р был утвержден план мероприятий по апробации в годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики
11 Подготовка апробации - Минобрнауки России заключило соглашения о взаимодействии по вопросам апробации комплексного учебного курса с субъектами РФ, в соответствии с которыми в настоящее время ведется повышение квалификации учителей (в 2 этапа) -Межведомственный координационный совет по реализации плана мероприятий, утвержденного Распоряжением Правительства РФ, который осуществляет координацию и контроль реализации плана мероприятий В состав совета вошла Шахнович М.М., как координатор группы разработчиков учебно-методического обеспечения курса
12 Религия как часть мировой культуры Изучение исторических и культурных основ религий в системе образования должно формировать у обучающихся представление о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, являться основой воспитания межнациональной, межконфессиональной толерантности, способствовать осознанному выбору мировоззрения
13 Знания о религии в школьных предметах В настоящее время знания об исторических и культурных основах религий в рамках общеобразовательных предметов включены отдельными темами в курсы истории, литературы, обществознания, мировой художественной культуры, преподаются в форме факультативных занятий, элективных или специальных курсов.
Всего в субъектах РФ изучается 97 различных предметов, в той или иной степени включающих вопросы истории и культуры религии. Предмет Количество регионов (из базы 67), в которых предмет изучается % регионов (из базы 67) ОПК (Православная культура) Религии мира История религий России Истоки 9 13 МХК 6 9 Религиоведение 5 7 Основы ислама 5 7 История религий 5 7 Основы буддизма 4 6 Основы духовной культуры
15 Знания о религии в школьных предметах В подавляющей части субъектов РФ (до 90 % из предоставивших информацию) на изучение истории и культуры религии отводится по 34 академических часа в год. Причем этот показатель одинаков для всех классов (начальных, средних, старших). Знакомство обучающихся с историей и культурой религий народов России не может и не должно замыкаться в рамках классно-урочной формы. Огромные возможности в этом направлении предоставляет система дополнительного образования
Анализ анкетирования родителей Анкетирование родителей было проведено в 12 субъектах РФ (всего опрошено более 170 тыс.родителей): Костромской, Курской, Смоленской, Ярославской, Ростовской, Калининградской областей; Краснодарского, Хабаровского, Алтайского краёв; Республик Карелия и Бурятия, Еврейской автономной области. 64% положительно относятся к введению в учебные программы общеобразовательных школ предметов по истории и культуре религии (отрицательно – 15%, безразлично – 8%); 56% считают, что предмет по истории и культуре религии должен быть факультативным (обязательным – 21%, преподаваться только в воскресных школах – 14%); большая часть родителей в первую очередь выделяют воспитательную роль предметов по истории и культуре религии (изучение ИиКР нужно для общего развития – 60%; изучение ИиКР способствует духовному развитию – 46%) 16
Анализ анкетирования родителей 17
18 Анализ анкетирования родителей