«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету» К. Д. Ушинский
Особенности развития речи дошкольников: «ситуативная» речь - односложная, состоящая из простых предложений речь (так называемая) бедность речи бедная диалогическая речь неспособность построить монолог отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов; отсутствие навыков культуры речи плохая дикция;
Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определённой для каждого возрастного этапа. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.
Наглядное моделирование это совместная деятельность воспитателя и детей по построению, выбору или конструированию моделей
Модель графический способ предоставления информации
Цель : развитие интегративных качеств детей дошкольного возраста через использование наглядного моделирования в коммуникативной деятельности
Задачи: 1. ОО «Коммуникация» Использование моделей и метода моделирования в работе над всеми видами связного высказывания детей Формировать умение строить диалог со сверстниками, взрослыми в разных ситуациях Совершенствовать интонационную выразительность
2. ОО «Познание» Развивать умение отбирать условные заместители, подбирая их по заданному признаку (величина, цвет, форма) Расширять кругозор детей средствами моделирования
3. ОО «Чтение художественной литературы» Развивать литературную речь детей Приобщать к словесному искусству Развивать художественное восприятие и эстетический вкус
4. ОО «Социализация» Воспитывать чувство коллективизма
Этапы работы 1. Знакомство детей с моделями. Обучение действию замещения предмета на модель (младший, средний возраст) 2. Знакомство детей со схемами кодирования более сложной информации - работа с мнемотаблицами (старший возраст) 3. Самостоятельное кодирование информации детьми (старший возраст)
Элементы схем, моделей - предметные картинки - силуэтные изображения - геометрические фигуры - планы и условны обозначения
Модели, мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей Дидактические игры Пересказ художественно й литературы Прием наглядного моделирования, мнемотаблицы- схемы Отгадывание и загадывание загадок Заучивание стихов Обучение составлению рассказов
Метод наглядного моделирования в ОО «Познание» НОД II мл. гр. – тема «Волшебная водичка»
НОД ср. гр. – тема «Воздух - невидимка»
НОД подг. к шк. гр. – тема «Решаем задачи» Условие Вопрос Решение и ответ
Метод наглядного моделирования в ОО «Коммуникация» Разучивание стихотворения «Осень» (средняя группа)
Разучивание стихотворения «Маша варежку надела»
Составление описательных рассказов по мнемотаблице
Дидактические игры с использованием наглядной модели Дидактическая игра «Какой сок»
Дидактическая игра «Машенька и щенок» (придумывание сказки)
Использование схем и моделей в режимных моментах
Предполагаемые результаты развития интегративных качеств: 1. Любознательный, активный 2. Эмоционально отзывчивый 3. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками 4. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения 5. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту 6. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности 7. Овладевший необходимыми умениями и навыками