Здоровье сберегающие педагогические технологии в воспитательно - образовательном процессе с дошкольниками Опыт работы Комоликовой Елены Николаевны, воспитателя ГБОУ « Детский сад общеразвивающего вида 1869» г. Москвы
Основная идея – здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребенка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям : Создание представлений о здоровом образе жизни
Формирование представлений о здоровом образе жизни включает следующие разделы : 1. Режим дня ; 2. Воспитание культурно – гигиенических навыков ; 3. Питание ; 4. Закаливание ; 5. Организация двигательного режима ; 6. Воспитание положительных эмоций ; 7. Работа с родителями.
Формировать первые представления о режиме дня. Формировать понятия о значении режима дня. Формировать понятия о важности соблюдения режима дня. Сформировать осознанное отношение к соблюдению режима дня.
Дидактические игры Игровые упражнения Беседы Рисование Составление рассказов
Воспитание культурно – гигиенических навыков Формировать представления о том, как и зачем мыть руки, пользоваться расческой. Формировать представления о необходимости соблюдения гигиенических правил. Формировать знание названий гигиенических процедур, их назначение
Используемые методы и приемы Рассматривание сюжетных картинок ; Чтение художественной литературы, потешки, стихи ; Сюжетно – ролевые игры ; Уголок здоровья ; Игровые упражнения.
Питание Формировать первые представления о поведении за столом во время приема пищи ; Формировать у детей вкусы и привычку к правильному, здоровому питанию.
Соблюдение температурного режима в течение дня ; Правильная организация прогулки и ее длительность ; Соблюдение сезонной одежды во время прогулок, учитывая индивидуальное состояние здоровья детей ; Дыхательная гимнастика после сна ; Мытье прохладной водой рук по локоть ; Обливание ног с постепенным снижением температуры ; Ходьба по массажному коврику.
Первоначальное сообщение доступных ребенку знаний и представлений о способах укрепления и сохранения здоровья. Обогащение знаний детей через беседу, чтение познавательной литературы. Уточнение знаний детей в дидактической игре, опытно – экспериментальной деятельности. Для развития целостного понимания ценности здоровья с детьми проводятся занятия по валеологии, которые строятся по следующему алгоритму :
Закрепление знаний в сюжетно – ролевой игре, интегрированных занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности. Диагностика усвоенных знаний, умений и навыков.
Работа с родителями Повышение педагогической культуры родителей. Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания. Установка родителей на совместную работу с целью решения всех психолого – педагогических проблем развития ребенка. Вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через психологические тренинги, консультации. Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье. Включение родителей в воспитательно – образовательный процесс.
Проведение родительских собраний, семинаров, консультаций. Педагогические беседы с родителями по проблемам. Дни открытых дверей. Экскурсии по детскому саду для вновь прибывших. Показ занятий для родителей. Совместные занятия для детей и родителей. Круглые столы с привлечением специалистов детского сада ( инструктора по физическому воспитанию, психолога, медицинскую сестру ) Организация совместных дел.