Международный и Российский опыт внедрения программы «Школьное молоко»
Программа «Школьное молоко» Суть программы - регулярное обеспечение детей молоком в образовательных учреждениях в качестве дополнительного питания Главная задача программы – укрепление здоровья подрастающего поколения и формирование у школьников осознанного отношения к здоровому питанию
История «Школьного молока» Великобритания, 1920-е годы
Почему молоко, а не другие продукты? Коровье молоко представляет собой водный раствор более 200 различных органических и минеральных веществ. Витамины Основные: БелкиЖирыУглеводы Кальций Ребенок в возрасте 6 до 12 лет должен внести в свой организм более 1 кг кальция 100 миллилитров молока дают организму столько же кальция, сколько 20 куриных яиц или 11 килограммов постной говядины Только в молоке содержатся 8 из 10 аминокислот, необходимых для гармоничного физического развития ребенка
География программы 80 стран участвует ~ 150 млн детей >1 млрд л молока ежегодно
Эффективность программы Увеличение производства сырого молока на 13.5% в год Увеличение поголовья молочного скота в 3 раза Увеличение годового потребления молока в 4 раза Доход фермеров увеличился на 58% Создано более 200тыс рабочих мест Китай Источник: Study of the Economic Impact of the China School Milk Programme
Развитие сельского хозяйства Потребление молока на душу населения возросло в 10 раз Местное производство молока увеличилось в 10 раз Снизилась зависимость от импорта молочной продукции – на сегодняшний день внутреннее производство в Таиланде покрывает 80% спроса Создано более 250,000 дополнительных рабочих мест Тайланд
Международные медицинские исследования США: у 12-летних детей, употребляющих ежедневно 2 порции молочных продуктов, масса костной ткани в среднем на 175г выше, чем у контрольной группы Новая Зеландия: регулярное употребление молока может снизить риск заболеваний раком кишечника Канада: молоко утоляет жажду лучше, чем вода Мексика: дети, регулярно потребляющие молоко в школе, в среднем намного выше детей, не употребляющих молоко Казахстан: у детей принимающих участие в программе «Школьное молоко» увеличивается индекс массы тела (вес/ рост 2 ), что свидетельствует о более гармоничном физическом развитии ребёнка Украина: регулярное потребление «Школьного молока» положительно влияет на уровень обменных процессов, способствует прибавке в росте и повышению резистентности организма.
Всемирный день Школьного молока последняя среда сентября каждого года
Участие компании Тетра Пак
Компания Тетра Пак ведущий мировой поставщик упаковочных решений для жидких и вязких пищевых продуктов Асептическая технология: 1)Ультравысокотемпературная обработка молока (ультрапастеризация) 2)Упаковка в многослойную упаковку в асептических условиях Высокое качество молока (сырья) Розлив в асепти- ческих условиях Кратковременное температурное воздействие Температур а Время Быстрый нагрев и быстрое охлаждение
Упаковка молока
В 1989 году Международный институт пищевых технологий признал способ асептической обработки и упаковки продуктов самым важным изобретением пищевой индустрии XX века. Асептическая технология Миссия компании Тетра Пак: сделать продукты питания безопасными и доступными повсеместно (We commit to make the food safe and available everywhere)
Число стран62 Число детей 67 млн - из них в развивающихся странах 45 млн Программы «Школьного питания» с участием Тетра Пак в 2012 г
в России
Старт программы Форум «Молочная Индустрия-2004 Круглый стол «Демографическая ситуация в России и совершенствование школьного питания» Председатель FAO (Организация ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства) Майкл Гриффин вышел с инициативой организации программы «Школьное молоко» в России
Инициатива РСПМО 2005г Идея программы «Школьное молоко» поддержана Президентом Российской Федерации Полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах Комитетами Государственной Думы РФ Министерством образования РФ Министерством сельского хозяйства РФ Министерством здравоохранения и социального развития РФ Роспотребнадзором Общественной палатой РФ Научными медицинскими учреждениями (ННИ Питания РАМН, НЦЗД РАМН, НИИ ГиОЗДиП)
Задачи государственной стратегии Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года утверждённых распоряжением Правительства от 25 октября 2010 г 1873-р предусматривают: снижение заболеваемости среди детей и подростков, связанных с питанием (анемия, недостаточность питания, ожирения, болезни органов пищеварения до 10%); повышение числа обучающихся в образовательных учреждениях детей, отнесённых к первой группе здоровья на 1%; и детей, отнесенных ко второй группе здоровья на 2%; повышение адекватной обеспеченности витаминами детей не менее, чем на 70%; снижение распространённости ожирения и гипертонической болезни среди населения, в т.ч. детей на 30%, сахарного диабета на 7%; обеспечение 80% рынка специализированных продуктов для детского питания, в том числе диетического (лечебного и профилактического), за счет продуктов отечественного производства; Улучшение состояния питания населения групп риска (беременные женщины, дети раннего, дошкольного и школьного возраста).
Государственный подход к оздоровлению детей Указ Президента РФ 761 от «О национальной стратегии действий в интересах детей на г.г.» Ключевые принципы: Защита прав и интересов детей Максимальная реализация потенциала каждого ребенка Сбережение здоровья каждого ребенка Особое внимание уязвимым категориям детей Обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей Партнерство во имя ребенка
Региональные и муниципальные программы "Школьное молоко" в 2013г 2,8 млн школьников 46 субъектов РФ 40 тыс тонн молока в уч. году
Распространение региональных программ «Школьное молоко» 2,8 млн школьников 46 субъектов РФ 2012
Медицинские доказательства результатов программы НИИ Гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН (Москва) Научный Центр здоровья Детей (Москва) Институт лечебного и профилактического питания Красноярского ГМУ им В.Ф.Войно-Ясенецкого (Красноярск) НИИ медицинских проблем Севера РАМН (Красноярск) Ижевская медицинская академия НИИ Полярной медицины Северного ГМУ (Архангельск) Кубанский государственный медициский университет (Краснодар) Новосибирский государственный медицинский университет ДОКАЗАНО: возрастают физиологические темпы ремоделирования костной ткани улучшается работа желудочно-кишечного тракта снижается уровень функциональных расстройств нервной системы улучшается состав крови и укрепляется иммунная система укрепляется костная система улучшается восприятие изучаемого материала
Актуальность внедрения программы подтверждают Резолюция XVI Конгресса педиатров России с международным участием «Актуальные проблемы педиатрии»* Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальным образованиям: Расширить спектр мероприятий в части охраны здоровья детей в рамках реализации региональных целевых программ «Школьное молоко» * Журнал «ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ» /2012/ ТОМ 11/ 2 Баранов А.А. главный педиатр России, академик РАМН и РАН (исх 66-88/р от ) Онищенко Г.Г. главный санитарный врач России, руководитель Роспотребнадзора (исх. 01/ от ) Федоров Н.В. министр сельского хозяйства РФ (протокол НФ/24/357 от )
Школьное молоко – молоко особого качества Российский Союз предприятия молочной отрасли совместно с НИИ Питания РАМН разработал ГОСТ Р Молоко питьевое для дошкольного и школьного питания Требования к сырью Требования к способу обработки Требования к упаковке Возможно обогащение витаминами и йодказеином
Преимущество для школьника Удобная упаковка легко помещается в детскую ручку Наличие трубочки (молоко пить интереснее, чем из стакана) Необходимая температура (не из холодильника) Можно выпить не сразу, а в любое удобное время
Преимущество для школы Максимальный уровень гигиены Удобство хранения Освобождение холодильного оборудования Возможность употребления молока в классе Простота учёта (посещение непредсказуемо) Возможность использования информации на упаковке
На задней панели упаковки «Шпаргалка» размещена образовательная информация
Опрос родителей школьников (г. Казань) По мнению 92% опрошенных родителей, школа обязательно должна участвовать в воспитании навыков здорового питания у детей. Среди детей, обучающихся в начальных классах школ, охваченных пилотным проектом «Школьное молоко», зафиксирован высокий уровень участия в программе: 96% родителей указали на то, что их дети пьют молоко, которое получают в школах. Свыше 1/3 опрошенных родителей (35%) отмечают, что со времени старта пилотной программы «Школьное молоко» их дети стали с бóльшим удовольствием пить молоко, а около 1/5 респондентов (19%) заметили, что их дети стали меньше болеть.
Мнение детей (г.Грязовец) «Дома я молоко не пью, там оно не такое, - говорит школьник Витя Зоринов. - Здесь оно витаминизированное. Такое в магазинах не продается. Оно же специально для школьников!»
Листовка о программе Листовки для родителей Постеры Образовательные материалы
Семинары Круглые столы Уроки о пользе молока Творческие конкуры Промо-программы: «Млечный путь» «Молочная перемена» «Вступай в суперкоманду» Праздники «Школьного молока» Молочные старты Экологические уроки Проведение образовательных мероприятий по внедрению программы
Контактная информация За более подробной информацией о программе «Школьное молоко» обращатьcя: Купляускас Евгений Стасович И.О. исполнительного директора Российского союза предприятий молочной отрасли Россия, Москва, , Москва, ул. Солянка, д.15/18, стр.4, оф , тел. +7 (495) , доб моб. (985) Или Семенова Валентина Петровна Консультант Российского союза предприятий молочной отрасли Россия, Москва, , Москва, ул. Солянка, д.15/18, стр.4, оф моб. (495) факс. (495)
Сайт
Спасибо за внимание!