Возрастно- психологические особенности морального развития ребенка Карабанова О.А. Д-р психол.н., профессор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Личностные образовательные результаты: методы и технологии формирования ценностных ориентаций.
Advertisements

Раздьяконова Екатерина Владимировна, к.ф.н., ассистент кафедры культурологии и социальной коммуникации ТПУ. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И ЭТИКЕТ.
МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ Выполнила студентка 1 курса Группы 1 МБ 1 Водопьянова Селиме Сергеевна.
Мораль это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые.
Формирование личностных универсальных учебных действий Л. В. Шестопалова, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 20»
Развитие общества. Блок С. С 4-7 Прочитайте текст и выполните задание: Безусловно, главной является гуманизирующая функция морали. Суть ее в том, что.
Принцип диалога во взаимодействии с детьми как основной метод воспитания Машуков А.В., помощник ректора.
МОРАЛЬ: СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ВЫПОЛНИЛ ГОЛОВАНОВ П.А., 101гр.
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
Мораль Мораль (от лат. Moralitas) относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; лат. mores нравы, обычаи, мода, поведение относящийся к нраву,
Содержание экологического образования В СФЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА К МИРУ ПРИРОДЫ.
Развивающие возможности регионального курса Предметные результаты 1 года обучения I. Ценностные ориентации. II. Понимание содержания нравственных поступков.
Духовно-нравственное воспитание школьников в процессе внедрения ФГОС.
Родительское собрание в 1 классе. В возрасте лет ребенка ждут большие изменения в его жизни: - изменяется обучение, - появляются новые люди, - складываются.
личностные, метапредметные, предметные. 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Семинар-совещание Создание условий, обеспечивающих формирование социальных компетенций у несовершеннолетних 30 августа 2013г г.Саянск.
МОРАЛЬ. 10 класс, базовый уровень. моральморальрелигиярелигия древнейшие регуляторы отношений.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль курса «Основы светской этики»
Методы воспитания. это общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации.
Транксрипт:

Возрастно- психологические особенности морального развития ребенка Карабанова О.А. Д-р психол.н., профессор

Мораль (от латинского moralis- относящийся к нраву, обычаю характеру) и нравственность – способ самоосуществления личности, ее самоуправления и упорядочения отношений между людьми на основе обобщенных представлений о нормах, принципах и идеалах, возводящих к ценности добра. Мораль как характеристика отношений между людьми система категориальных принципов, регулирующих социальные взаимоотношения; способ нормативной саморегуляции отношений между людьми Мораль как характеристика личности Показатель меры ответственности личности за свои поступки Система моральных качеств

Функции морали Гуманизирующая Регулятивная Ценностно-ориентирующая (представления о смысле жизни, предназначении человека) Познавательная (постижение нравственного смысла явлений) Воспитательная (формирование способности человека руководствоваться в своем поведении моральными нормами)

Всеобщность универсальность морали и нравственности «Золотое правило нравственности»: «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе» выделяют семь основных характеристик нравственности: 1) господство разума над аффектами; 2) стремление к высшему благу; 3) добрую волю и бескорыстность намерений; 4) способность жить в человеческом обществе; 5) человечность или общественную форму отношений между людьми; 6) автономию воли; 7) взаимное выполнение социальных норм

Основные подходы к моральному развитию личности Эволюционный Психоаналитический (З.Фрейд) Поведенческий (Б.Скиннер, А.Бандура) Когнитивный (Ж.Пиаже, Л.Кольберг, Э.Туриель) Интегративный (К.Гиллиган, Н.Айзенберг, Д.Кребс, Дж.Рест) Культурно-исторический деятельностный (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович,С.Г.Якобсон )

Поведенческий подход Нравственное поведение относится к разряду условных рефлексов, где стимулом может выступать страх на определенные действия и ситуации. Нарушение ребенком социально желательных, моральных норм влечет за собой наказание, которое ощущается как страх и боль. Нравственное поведение, как и любое другое, есть результат научения, в основе которого лежит оперантное обусловливание (Скиннер).Система подкреплений включает социальные стимулы (лесть, похвала, внимание, привязанности и подчинение себе других, социальное одобрение) Усвоение нравственных ценностей и правил общественного поведения проходит через стадии имитации и моделирования (А.Бандура). Роль самоподкрепления. Дж. Роттер - факторы, влияющие на выбор поведения – субъективаная ценность подкрепления и ожидание подкрепления. Личностные характеристики – внешний и внутренний локус контроля.

Когнитивный подход. Теория Ж.Пиаже. Интеллектуализм – связь морального развития с уровнем развития мышления. 2 стадии морального развития ребенка - Гетерономная мораль – этика принуждения. Правила неизменны и абсолютны. Наказание неизбежно.Последствия поступка определяют моральную оценку Автономная мораль – этика сотрудничества. Правила вырабатываются путем договора. Учет мотивов и намерений. Ответственность.

Когнитивный подход. Теория Л.Кольберга Когнитивно-развитийный подход: 1.Выделение качественно различных стадий морального мышления. 2.Стадии образуют инвариантную последовательность или порядок. Культурный фактор может лишь ускорить или замедлить развитие, но не изменить последовательность стадий. 3.Каждая из стадий формирует структурную целостность - один принцип морального мышления распространяется на все ситуации. 4. Когнитивные стадии представляют собой иерархические системы, причем высшие стадии более дифференцированы и интегрированы, чем низшие стадии; возникновение высших стадий приводит к реинтеграции прежних стадий

Когнитивный подход. Теория Л.Кольберга 3 уровня развития морального сознания Преконвенциональный - стадия гетерономной морали (власть наказаний и поощрений) - стадия инструментального индивидуализма («ты - мне, я – тебе») Конвенциональный - стадия взаимных ожиданий и межличностной конформности (принцип «быть хорошим»; правило : не делай другому того, что бы ты ни пожелал, чтобы сделали тебе) - стадия ориентации на социальный закон и порядок. Моральный императив. «Закон есть закон» Постконвенциональный - стадия социального контракта на основе учета прав личности – большее благо для большего числа людей - стадия универсальных этических принципов Модель справедливого сообщества

Когнитивный подход. Теория Л.Кольберга Стадия интеллектуального Развития Стадии морального развития Дооперациональная – Символическое интуитивное мышление Гетерономная мораль – Физические последствия действия и власть авторитетов определяют добро и зло. Послушание из страха наказания Конкретные операции – Классификация, сериация и сохранение конкретных объектов. Инструментальный индивидуализм равноценный обмен- Правильным считается следование своим интересам и сотрудничество с другими на основе равноценного обмена услугами. Начальный этап формальных операций – Использование пропозициональной логики. Стадия социальных взаимных ожиданий и конформности – Первостепенность принципа «пай-мальчика» и ожидание одобрения. Формальные операции – 1 этап Гипотетико-дедуктивная логика с исследованием возможностей объектов и экспериментальным анализом Стадия социального закона и порядка – Соблюдение социальных норм, подчинение законам, выполнение своих обязанностей. Интеграция формальных операций Операции полностью исчерпывающие и системны. Стадия социального контракта – Право определяется стандартами, которые вырабатываются всем обществом. Мораль – продукт социального договора.

Когнитивный подход. Теория социальных доменов Э.Туриеля 3 основных домена социальных правил и норм, различающихся по значению, генезису и уровню обобщения Моральные нормы – универсальны и всеобщны Социальные конвенциональные нормы – регулируют способы поведения в обществе, специфичны для общества и социальных групп. Этикет Персональные нормы – устанавливаются личностью Возрастная динамика освоения норм: от персональных к конвенциональным (младшие школьники дифференцируют 3 вида норм) и к моральным. Проблема выделения нравственного содержания

Миннесотский подход. Теория Дж.Реста Моральная чувствительность -осознание человеком того, как его действия могут повлиять на других людей - знание о том, кто является участниками ситуации морального выбора; конструирование возможных вариантов поведения в указанной ситуации; представление о том, какое влияние предпринятые действия окажут на разных участников ситуации. Моральное мышление и моральные суждения Анализ морального мышления и моральных суждений позволяет понять не только, как поступит человек в ситуации морального выбора, но и каковы основания и причины его поступка на основе объяснений и рефлексии оснований своего выбора и действий. Моральные суждения являются представлениями о правомерных и необходимых формах и принципах поведения. Напрямую моральные суждения не являются предикторами морального поведения Моральная мотивация. Определена иерархией ценностей и личностным смыслом, эмоциональной составляющей принятия решения (эмпатия и симпатия) Моральный характер – готовность и способность действовать в соответствии с принятым решением

Интегративный подход. Роль эмоций в моральном поведении Роль эмоций – стыд, чувство вины, гордость. Культура вины и культура стыда. Роль эмпатии и симпатии в моральном поведении (Н.Айзенберг, М.Хоффман). Развитие эмпатии: эмоциональное заражение, симпатия, эмпатия, эмпатический дистресс. Альтруизм (по Н.Айзенберг): Атрибутивные процессы – Восприятие других людей и самого себя как «добрых» - Осознание своих альтруистических мотивов и поведения как поведения во благо другого; - Правильная оценка нужды другого человека в помощи Принятие решения в решении моральной дилеммы

Периодизация морального развития Н.Айзенберг Гедонистическая ориентация на себя Ориентация на потребности и нужды других людей (дошкольный и младший школьный возраст) Ориентация на мнение и одобрение других (младший школьный возраст, подростковый возраст, взрослость) Рефлексивная эмпатическая ориентация Учет интериоризованных ценностей Сознательный учет интериоризованных ценностей

Закономерности, факты, проблемы Расхождение вербального и реального морального поведения Гетерогенность морального мышления Выбор решения моральной дилеммы – «за героя» и «за себя» Проблема соотношения когнитивного и эмоционального компонентов морального выбора Кросс-культурные различия Роль семьи/взрослого в моральном развитии ребенка Роль сверстников в моральном развитии Гендерные различия

Культурно-исторический деятельностный подход Моральное развитие как процесс присвоения моральных норм, образцов и эталонов и правил путем их осознания, сознательного принятия, переживания, обретения личностных смыслов Становление субъектной моральной саморегуляции в процессе деятельности и общения со взрослыми и сверстниками Роль моральной самооценки в моральном развитии ребенка (дошкольный и младший школьный возраст). Совесть как морально- оценочное самоотношение. Становление нравственных убеждений на основе формирования нравственного мировоззрения (подростковый и юношеский возраст) Стадии морального развития: 1. гетерономная мораль (1-5-6 лет), 2.внутрение и внешние нравственные оценки (5-6 – лет), 3. ориентация на чувства, собственный опыт, моральные нормы ( лет) 4. автономная мораль (с 18 лет (по Зеньковскому) Моральное воспитание – задачи, методы, технологии.

Спасибо за внимание!