Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста
Познавательный интерес – глубоко личностное образование, не сводимое к отдельным свойствам и проявлениям. Его психологическую природу составляет нерасторжимый комплекс жизненно важных для личности процессов. ( Г.И. Щукина) Пробуждение познавательного интереса – это всего лишь начальная стадия большой работы по воспитанию глубокого устойчивого интереса к знаниям и потребности к самообразованию. Интерес в широком смысле слова – это направленность личности на изучение всего нового, овладение умениями, приобретение различных навыков. Интерес к знаниям или познавательный интерес – это направленность личности ребёнка на овладение знаний в той или иной предметной области. Педагог воспитывает интерес к своему предмету.
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Им всё интересно, каждый новый день несёт с собой интересные открытия, познания, которые играют большую роль в развитии познавательной деятельности детей.
Средства используемые при формирование познавательного интереса у детей: -использования современных информационных технологий, -экспериментирования, - игровой деятельности, -проблемно-игровыми технологиями, -методами ТРИЗ, -знаково-символическими средствами
Этапы развития познавательного интереса: 1.Постановка проблемы 2.Определения источников получения информации 3.Осуществление познания посредством разнообразного содержательного общения со взрослыми 4.Систематизация и обобщение полученного опыта 5.Отражение освоенного опыта в процессе разнообразной детской деятельности: ролевые игры, викторины, создание макетов Характеристика уровней сформированности познавательного интереса
Сотрудничество с родителями : Развивать интересы в рамках всех познавательных областях Реализовывать детские проекты по привлекательной для детей теме Формировать представления о значимости некоторых открытий Рассматривать детские энциклопедии и книги. Коллекционировать разнообразные объекты, создавать мини-музеи определенной направленности Сравнивать,экспериментировать, моделировать, направлять развитие детей на умение планировать исследовательскую деятельность Развивать в единстве когнитивных, эмоциональных волевых и творческих компонентов интереса
Анкетирование родителей Цель: выявить позицию родителей в решении проблемы формирования познавательного интереса к предметному миру у дошкольников. Вопросы анкеты: 1.Чем интересуется ваш ребенок? 2. Можете ли вы назвать интересы Вашего ребенка постоянными или они изменчивы, неустойчивы? 3. В чём проявляются интересы Вашего ребенка к предметам рукотворного мира? 4. Что делается в семье для развития интересов ребенка? 5. Почему необходимо развивать познавательный интерес к предметному миру у детей с детства?
Важными факторами в развитии познавательной активности детей дошкольников являются: -личность педагога, -характер его взаимоотношений с ребенком, -закономерности и особенности внутреннего мира ребенка.
Основные условия для развития познавательной активности детей : интересы и потребности детей, осмысление и осознание себя в окружающем мире, индивидуальность каждого ребенка, средства и способы добывания знаний.