Детская агрессивность и её причины. Пути коррекции поведения детей.
«Семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и маячок взаимоотношений для каждого». Марк Аврели
« Плохой ребенок – это человек имеющий опыт общения с плохими взрослыми». В.Леви « Побои и брань подобны опию: чувствительность к ним быстро притупляется, и дозы приходится удваивать». Г. Бичер- Стоу « Я осуждаю любое насилие при воспитании юной души». М. Монтень
Агрессия-действие или только намерения, имеющие целью причинение вреда другому человеку, предмету. Агрессия может проявляться как физически (нанесение вреда здоровью людей, порча предметов), так и словесно (оскорбления, угрозы, унижения, преследования и др.) Для чего людям агрессия? Для чего людям агрессия? Средство достижения какой- нибудь цели (отнять что- либо, принудить к чему-то) Средство достижения какой- нибудь цели (отнять что- либо, принудить к чему-то) Способ самоутверждения Способ самоутверждения Защитное поведение Защитное поведение Причины агрессивности детей. Грубое, жестокое поведение родителей Грубое, жестокое поведение родителей Когда ребёнок живёт в атмосфере неприятия его, нелюбви к нему Когда ребёнок живёт в атмосфере неприятия его, нелюбви к нему Взаимоотношения со сверстниками Взаимоотношения со сверстниками Отношения в семье Отношения в семье Противоположные требования Противоположные требования Непоследовательность родителей Непоследовательность родителей Особенности биологического развития Особенности биологического развития СМИ СМИ
Ежедневная школа агрессии Постоянные ссоры родителей Физическое насилие родителей по отношению друг к другу Грубость ежедневного общения Унижение, сарказм и ирония Желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчеркивать это
Психологическое насилие – любое проявление взрослого по отношению к ребенку, подчеркивающее незначительность личности ребенка. Однократные или хронические акты психологического насилия нарушают эмоциональное развитие, поведение и способность ребенка к социализации. Психологическое насилие – любое проявление взрослого по отношению к ребенку, подчеркивающее незначительность личности ребенка. Однократные или хронические акты психологического насилия нарушают эмоциональное развитие, поведение и способность ребенка к социализации. Особенности ребенка, подвергающегося психологическому насилию Особенности ребенка, подвергающегося психологическому насилию Гиперактивность Гиперактивность Замкнутость Замкнутость Инфантильность Инфантильность Ранимость Ранимость Неустойчивость внимания Неустойчивость внимания Помните, нет ничего острее и болезненнее для человека, чем унижение. Оно никогда не забывается и не прощается. Помните, нет ничего острее и болезненнее для человека, чем унижение. Оно никогда не забывается и не прощается.
ФОРМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ Тип поведения взрослого Характерные действия Игнорирование Лишение ребенка эмоциональной поддержки. Отказ от позитивного общения с ребенком. Отвержение Чрезмерная требовательность, несоответствующая возрастным и индивидуальным особенностям ребенка. Открытое непринятие ребенка. Постоянная критика. Негативные сравнения. Публичные унижения. Открытые угрозы и терроризм Открытые оскорбления и угрозы расправы. Физические наказания. Агрессия в отношении значимых для ребенка людей или животных. Изоляция Ограничение контактов. Полная изоляция. Развращение Побуждение к асоциальным действиям.
Агрессия, направленная на окружающих людей. Причины: желание самоутвердиться желание самоутвердиться защита защита от безысходности от безысходности от несдержанности от несдержанности от неуверенности в себе и тревожности показатель неумения вести себя, отсутствия навыков культуры поведения, избалованности, эгоизма
Чтобы быть успешным в обществе, человек должен научиться договариваться, договариваться, уступать, уступать, сдерживать свои эмоции, выражать их более приемлемым способом. сдерживать свои эмоции, выражать их более приемлемым способом. Это нужно развивать с раннего детства, опираясь на реальные ситуации. Чем больше уделяется этому внимания в жизни малыша, тем легче будет подростку реализовать себя в будущем. Ведь умение находить компромисс, уважать мнение других людей – неотъемлемая составляющая любой профессиональной деятельности. Это нужно развивать с раннего детства, опираясь на реальные ситуации. Чем больше уделяется этому внимания в жизни малыша, тем легче будет подростку реализовать себя в будущем. Ведь умение находить компромисс, уважать мнение других людей – неотъемлемая составляющая любой профессиональной деятельности.
Что делать, если ребёнок агрессивен по отношению к окружающим? Взрослым необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям. Наибольшую агрессию проявляют дети, которые никогда не знали, какую реакцию родителей вызовет их поведение в этот раз. Например, за один и тот же поступок ребёнок в зависимости от настроения отца мог получить либо наказание, либо равнодушную реакцию. Взрослым необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям. Наибольшую агрессию проявляют дети, которые никогда не знали, какую реакцию родителей вызовет их поведение в этот раз. Например, за один и тот же поступок ребёнок в зависимости от настроения отца мог получить либо наказание, либо равнодушную реакцию. Следует избегать неоправданного применения силы и угроз. Злоупотребление такими мерами воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких черт, как злоба, жестокость и упрямство. Следует избегать неоправданного применения силы и угроз. Злоупотребление такими мерами воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких черт, как злоба, жестокость и упрямство. Важно помочь ребёнку научиться владеть собой. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков. Надо дать понять ребёнку, что агрессивное поведение никогда не принесёт желаемого результата. Самое главное -научить ребёнка разряжаться, дать ему возможность использовать переполняющую его энергию «в мирных целях». Важно помочь ребёнку научиться владеть собой. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков. Надо дать понять ребёнку, что агрессивное поведение никогда не принесёт желаемого результата. Самое главное -научить ребёнка разряжаться, дать ему возможность использовать переполняющую его энергию «в мирных целях».
Что делать, если ребёнок агрессивен в своих высказываниях (употребляет нецензурные выражения)? Объясните детям, что люди используют ругательства лишь в крайнем случае, когда от отчаяния им уже не хватает сил и слов Объясните детям, что люди используют ругательства лишь в крайнем случае, когда от отчаяния им уже не хватает сил и слов Следите сами за собственной речью Следите сами за собственной речью Если ребёнок спрашивает о значении того или иного бранного слова, не следует уходить от ответа. Постарайтесь так объяснить ребёнку значение слова, чтобы ему самому не захотелось его употреблять. В крайнем случае скажите, что слово настолько отвратительно, что вы не можете произнести это вслух. Если ребёнок спрашивает о значении того или иного бранного слова, не следует уходить от ответа. Постарайтесь так объяснить ребёнку значение слова, чтобы ему самому не захотелось его употреблять. В крайнем случае скажите, что слово настолько отвратительно, что вы не можете произнести это вслух. Если ребёнок интересуется, почему люди произносят такие слова, скажите, например, что так говорят люди несдержанные и невоспитанные, когда хотят обидеть или разозлить другого человека. Если ребёнок интересуется, почему люди произносят такие слова, скажите, например, что так говорят люди несдержанные и невоспитанные, когда хотят обидеть или разозлить другого человека. Если ребёнок поймал на «нехорошем» слове вас, имеет смысл извиниться перед ним, сказать, что вам не удалось сдержаться, вы поступили плохо. Дайте ему понять, что искренне раскаиваетесь, и впредь, конечно, старайтесь держать себя в руках. Если ребёнок поймал на «нехорошем» слове вас, имеет смысл извиниться перед ним, сказать, что вам не удалось сдержаться, вы поступили плохо. Дайте ему понять, что искренне раскаиваетесь, и впредь, конечно, старайтесь держать себя в руках.
Что делать, если ребёнок жесток по отношению к животным? Наблюдайте за играми ребёнка. В играх дети реализуют и показывают свои мечты, фантазии и страхи. Если вы заметили, что в ходе игры ребёнок проявляет агрессию к игрушкам или домашним животным, насторожитесь, постарайтесь найти причины этого. Наблюдайте за играми ребёнка. В играх дети реализуют и показывают свои мечты, фантазии и страхи. Если вы заметили, что в ходе игры ребёнок проявляет агрессию к игрушкам или домашним животным, насторожитесь, постарайтесь найти причины этого. Обсуждайте с ребёнком, на какого персонажа книги или мультфильма он хочет быть похож, почему тот или иной герой ему нравится или наоборот. Обсуждайте с ребёнком, на какого персонажа книги или мультфильма он хочет быть похож, почему тот или иной герой ему нравится или наоборот. Приучите ребёнка рассказывать о том, что его волнует. Пусть он привыкнет прямо говорить о своих чувствах: «я рассердился», «я обиделся», «я расстроился». Приучите ребёнка рассказывать о том, что его волнует. Пусть он привыкнет прямо говорить о своих чувствах: «я рассердился», «я обиделся», «я расстроился». Ни в коем случае в порыве гнева не обзывайте ребёнка. Чем больше агрессии с вашей стороны, тем больше её зародиться в ребёнке. Тогда, не имея возможности ответить вам, дети отыграются на кошке, собаке или побьют более слабого. Ни в коем случае в порыве гнева не обзывайте ребёнка. Чем больше агрессии с вашей стороны, тем больше её зародиться в ребёнке. Тогда, не имея возможности ответить вам, дети отыграются на кошке, собаке или побьют более слабого. Постоянно подавайте пример гуманного поведения. Постоянно подавайте пример гуманного поведения.
АГРЕССИВНЫЕ ДЕТИ Признаки: Физическая агрессия (действия против кого-то), раздражение, вспыльчивость, словесная агрессия, косвенная агрессия (сплетни, злые шутки) и т.п. Признаки: Физическая агрессия (действия против кого-то), раздражение, вспыльчивость, словесная агрессия, косвенная агрессия (сплетни, злые шутки) и т.п. Причины агрессивного поведения: Причины агрессивного поведения: 1. Слишком суровое воспитание. 1. Слишком суровое воспитание. 2. Попустительство. 2. Попустительство. 3. Формирование агрессивного стиля поведения по подражанию родителям или героям кинофильмов. 3. Формирование агрессивного стиля поведения по подражанию родителям или героям кинофильмов.
Выражение гнева в приемлемой форме: 1. Прямо заявить человеку о своих чувствах, при этом давая выход своим отрицательным эмоциям. 1. Прямо заявить человеку о своих чувствах, при этом давая выход своим отрицательным эмоциям. 2. Вымещать гнев на неодушевленных предметах (бить подушку, мягкую игрушку, кидать мяч и т.п.) 2. Вымещать гнев на неодушевленных предметах (бить подушку, мягкую игрушку, кидать мяч и т.п.) 3. Вежливое обращение и стремление найти конструктивное решение 3. Вежливое обращение и стремление найти конструктивное решение
Пять рецептов избавления от гнева Рецепт СодержаниеПути выполнения 1 Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно. 1. Слушайте своего ребенка 2. Проводите с ним как можно больше времени. 3. Делитесь с ним своим опытом. 4. Рассказывайте о своем детстве, своих ошибках и успехах. 5. Если в семье несколько детей, то постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и отдельно с каждым. 2 Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь в состоянии стресса и вас легко вывести из равновесия. 1. Отмените, если это возможно, все совместные с ребенком дела 2. Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения. 3 Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии. Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях: «Я очень расстроена и хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате». 4 В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное. 1. Примите теплую ванну или душ. 2. Выпейте чаю. 3. Позвоните друзьям. 4. Расслабьтесь, лежа на диване 5. Послушайте любимую музыку. 5 Старайтесь предвидеть возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев. 1. Не давайте ребенку те предметы, которыми вы очень дорожите. 2. Не позволяйте выводить себя из равновесия.
Памятка для родителей Предупреждение детской агрессивности Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему – либо Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему – либо Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов
Сердечность Дружелюбие Чувство юмора Ответственност ь Любовь Такт Честность Доверие Открытость Сочувствие Внимание Сопереживание Понимание Обязательность Доброту Терпение Ласку Требовательнос ть Заботу Откровенность Мы должны иметь
«Золотые правила» Не фиксировать внимание всех на поведение ребенка Не фиксировать внимание всех на поведение ребенка Веское осуждение агрессии Веское осуждение агрессии (но без жестких наказаний) (но без жестких наказаний) Выяснение причины тактично и спокойно, ее устранение Выяснение причины тактично и спокойно, ее устранение Снятие агрессии через игры и тренинг Снятие агрессии через игры и тренинг Похвала ребенка при любых позитивных сдвигов в поведении Похвала ребенка при любых позитивных сдвигов в поведении
Позитивная психология Само Само программирован ие сознание Модель человека П б Г б Бессознательное
перефразирование Отрицательны е утверждения Отрицательны е утверждения Мне постоянно не хватает времени Мне постоянно не хватает времени Положительные утверждения Положительные утверждения Я действую быстро и правильно и успеваю все Я действую быстро и правильно и успеваю все У меня достаточно времени У меня достаточно времени Мне хватает времени на все Мне хватает времени на все Всегда находятся простые и легкие способы решения проблем Всегда находятся простые и легкие способы решения проблем Я нахожу помощников и единомышленников Я нахожу помощников и единомышленников
Родительские установки Примеры установок и возможные варианты ответов: Примеры установок и возможные варианты ответов: «Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…». («Будь собой, у каждого в жизни будут друзья! ») «Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…». («Будь собой, у каждого в жизни будут друзья! ») «Ты совсем, как твой папа (мама)… ». («Папа у нас замечательный человек!», «Мама у нас умница!») «Ты совсем, как твой папа (мама)… ». («Папа у нас замечательный человек!», «Мама у нас умница!») «Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!» («Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!») «Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!» («Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!») «Подумаешь укол! Даже малыш не боится, а ты...» («Да, укол это больно. Если ты боишься, можешь взять меня за руку».) «Подумаешь укол! Даже малыш не боится, а ты...» («Да, укол это больно. Если ты боишься, можешь взять меня за руку».) «Уйди с глаз моих, встань в угол!» («Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!») «Уйди с глаз моих, встань в угол!» («Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!») «Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!» («Держи себя в руках, уважай людей!») «Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!» («Держи себя в руках, уважай людей!»)
Не употреблять следующие выражения: - я тысячу раз говорил тебе…… - сколько раз надо повторять….. - о чем ты только думаешь……. - неужели тебе трудно запомнить, что….. - ты становишься………. - ты такой, же, как…….. - отстань, некогда мне…. - почему Лена, Галя, Коля такие, а ты- нет…..
Употребляйте чаще: - ты у меня самый умный -как хорошо, что у меня есть ты - ты у меня молодец - как ты хорошо это сделал, научи меня - спасибо тебе. Я тебе очень благодарен - если бы не ты, я бы никогда с этим не справился
Правила поведения для родителей. Не фиксировать внимание на агрессивном поведении ребёнка, самим не проявлять грубости, жестокости. Не фиксировать внимание на агрессивном поведении ребёнка, самим не проявлять грубости, жестокости. Быть внимательными к ребёнку. Быть внимательными к ребёнку. Чаще включать в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд. Чаще включать в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд. Очень значимо для человека и наказание, если оно следует немедленно за проступком, объяснено ребёнку, оно оценивает действия ребёнка, а не его человеческие качества. Наказывая ребёнка, родители должны проявлять терпение, спокойствие и выдержку. Очень значимо для человека и наказание, если оно следует немедленно за проступком, объяснено ребёнку, оно оценивает действия ребёнка, а не его человеческие качества. Наказывая ребёнка, родители должны проявлять терпение, спокойствие и выдержку. Правильному поведению, точнее умелому, надо учить ребёнка с самого раннего детства. Только добрый пример отца и матери может дать добрые всходы! Правильному поведению, точнее умелому, надо учить ребёнка с самого раннего детства. Только добрый пример отца и матери может дать добрые всходы!
Спасибо за внимание!