Двухуровневая система высшего образования в Бурятской ГСХА им. В.Р.Филиппова Попов А.П. ректор, профессор
Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)», принятый Государственной Думой 11 октября 2007г. и одобренный Советом Федерации 17 октября 2007 г.
Закон предусматривает переход на два уровня высшего образования в РФ: Первый уровень - бакалавриат Второй уровень – магистратура или специалитет. Эти уровни подразумевают: - отдельные государственные образовательные стандарты и самостоятельную итоговую аттестацию; - раздельное проведение лицензирования, аттестации и гос.аккредитации вузов по программам бакалавриата, магистратуры и подготовки специалистов.
Преимущества многоуровневой системы образования: - бакалавриат удовлетворяет массовый спрос на высшее образование, а магистратура способствует формированию профессиональной элиты и научно- образовательных кадров высшего уровня; - диверсификация методологии и методики обучения на разных стадиях профессиональной подготовки; - индивидуализация обучения; - междисциплинарное обучение; - прирост научных исследований; - отвечает потребностям рыночной экономики; - обеспечивает дополнительный приток студентов из других стран; - повещает академическую мобильность обучаемых
К 2005 г. Болонский процесс внедрялся в следующих городах России, но аграрные вузы Сибири полноценно в нем не участвовали Улан-Удэ
Краткая история развития двухуровневой системы обучения в Бурятской ГСХА: 2000 г. – осуществлен первый набор бакалавров по направлению «Агрохимия и агропочвоведение»; 2004 г. – получена лицензия на право ведения образовательной деятельности по квалификациям: специалист, бакалавр, магистр; 2005 г. – осуществлен первый набор в магистратуру по направлению «Агрохимия и агропочвоведение» по магистерским программам: «Агробиохимия» и «»Почвенно-ландшафтная картография»;
2006 г. – осуществлен первый набор в магистратуру по направлению «Агрономия» по магистерской программе «Общее земледелие»; 2007 г. – первый выпуск магистров по направлению «Агрохимия и агропочвоведение» по магистерским программам: «Агробиохимия» и «Почвенно- ландшафтная картография»; 2007 г. – в рамках проекта Темпус по направлению «Агрономия» открыта новая магистерская программа «Органическое сельское хозяйство».
Многоуровневая система обучения агрономического факультета Бурятской ГСХА Бакалавриат Магистратура Аспирантура «Агрохимия и агропочвоведение» «Агрономия» «Агрохимия и агропочвоведение» «Агрономия» Агробиохимия Почвенно- ландш.карт. Общее земледелие Органическое сел.хоз. 4 года 2 года 3 года Агрохимия Агропочв., агрофизика Общее земледелие Растение- водство Экология
Условия, способствовавшие развитию многоуровневой системы образования в БГСХА, - это наличие: 1. Квалифицированного и высокоостепененного профессорско-преподавательского состава. 2. Соответствующей учебно-материальной базы, учебно- научной библиотеки, интернет-центра, баз практического обучения. 3. Аспирантуры, соответствующей профилям магистерской подготовки. 4. Тематик научных исследований агрономического факультета, соответствующих направлениям подготовки магистров.
Сайт проекта Tempus CD_JEP Открытию новой магистерской программы «Органическое сельское хозяйство» по направлению «Агрономия» способствовало участие академии в проекте Темпус «Органическое земледелие в Забайкалье». Параллельно этой работе по проекту были разработаны: - новый рабочий учебный план (на основе ГОС-2 и учебного плана магистратуры Университета БОКУ (Австрия); - методика пересчета трудоемкости дисциплин учебного плана в зачетные единицы (по аналогии с ECTS).
Рабочий вариант учебного плана по специализации «Органическое земледелие»
Вопросы, которые необходимо решить при дальнейшем развитии многоуровневой системы образования: - определить перечень базовых направлений обучения в бакалавриате по каждой отрасли сельского хозяйства; - ввести систему государственного заказа на подготовку студентов через бакалавриат и систему государственного распределения; - доводить до высших учебных заведений контрольные цифры приема в магистратуру с соответствующим финансовым сопровождением; - привести в соответствие между собой, как перечень магистерских программ и кандидатских специальностей, так сроки и содержание обучения в аспирантуре выпускников магистратуры; - требует определенного ускорения процесс уточнения, доработки ГОСа 3-го поколения; - в квалификационном справочнике руководителей, специалистов и служащих прописать квалификацию «магистр»; - определить место и роль кафедры в реализации магистерских программ; - изменение учета нагрузки профессорско-преподавательского состава.
Доклад окончен. Спасибо за внимание!