© НОУ "Лицей 36 ОАО "РЖД" ©Шалина И.В. Информационные процессы
Информационный процесс – совокупность последовательных действий (операций), производимых над информацией (в виде данных, сведений, фактов, идей, гипотез, теорий и пр.) для получения какого – либо результата (достижения цели).
Схема взаимосвязи информационных процессов СборПреобразованиеИспользование Общие ИП Поиск Отбор Передача Кодирование Хранение Защита Принятие решений Основные ИП, изучаемые в информатике Обработка
Информационные процессы, осуществляемые по определенным информационным технологиям, составляют основу информационной деятельности человека. Компьютер является универсальным устройством для автоматизированного выполнения информационных процессов.
Сбор информации. Методы поиска информации: наблюдение; общение по интересующим вопросам; чтение литературы; просмотр видео-, телепрограмм; прослушивание радиопередач, аудиокассет ; работа в библиотеках, архивах; запрос базам и банкам компьютерных данных; другие методы. Сбор информации состоит из процессов поиска и отбора информации. Сбор информации всегда осуществляется с определенной целью, которая определяет выбор методов поиска и критерии отбора найденной информации. Поиск информации всегда сопровождается ее отбором. Отбор информации предполагает оценку найденной информации по степени полезности, актуальности, достоверности и выбор только информации, полезной для решения поставленной задачи.
Практические задания 1.Вы получили задание написать реферат на тему «Пятое поколение ЭВМ». Опишите план ваших действий по поиску нужной информации (не надейтесь, что существует книга именно с таким названием). 2.Назовите, какие методы поиска информации использовал Шерлок Холмс в своей работе.
Хранение информации Хранение информации необходимо для распространения её во времени. ХРАНИЛИЩЕ Для человека - память, в том числе гинетическая Для общества - библиотеки, фонотеки, архивы музеи и т.д. Компьютерные – базы и банки данных, ИПС, медиатеки и т.п.
Практические задания 1.Как хранится информация на фотоплёнке. В каком виде представлена эта информация? 2.Какие вы знаете способы хранения музыкальной информации?
Передача информации Передача информации необходима для распространения её в пространстве SOS SOS Защита от помех Помехи Кодирующее устройство Источник Декодирующее устройство Приемник Канал связи Схема информационного процесса передачи информации
Практические задания 1.Приведите примеры из истории и литературы, когда при передаче информация преднамеренно искажалась. К чему это привело? 2.Пример передачи информации – ответ ученика на уроке. Определите источник информации, кодирующее и декодирующее устройства, канал связи, приёмник информации, возможные помехи и причины их возникновения.
Обработка информации Обработка (преобразование) информации – это процесс изменения формы представления информации или её содержания. Входная информация Преобразователь информации Выходная информация Схема обработки информации Изменение формы (кодирование, декодирование) Изменение содержания (численные расчеты, редактирование, обобщение, систематизация и т. д.)
Практические задания 2.Определите правило, по которому составлена последовательность, и продолжите ее: а) а, в, е, и, н, … б) 1, 2, 4, 8, 16, 32, … в) 1, 11, 21, 1211, , , , … Вход Выход Яблоко2 Мир0 Колобок3 Норма1 Обороноспособность7 Алгоритм? 1.Определите правило обработки информации.
Защита информации Вид защитыМетод защиты От сбоев оборудования Архивирование файлов; Резервирование файлов. От случайной потери или искажения информации, хранящейся в компьютере Запрос на подтверждение выполнения команд, изменяющих файлы; Установка специальных атрибутов документов и программ; Возможность отмены неверного действия или восстановления ошибочно удаленного файла; Разграничение доступа пользователей к ресурсам файловой системы. От преднамеренного искажения, вандализма (компьютерных вирусов) Общие методы защиты информации; Профилактические меры; Использование антивирусных программ. От несанкционированного (нелегального) доступа к информации (ее использование, изменение, распространение) Шифрование; Паролирование; «электронные замки»; Совокупность административных и правоохранительных мер.
Практические задания 1.Сравните, что общего и в чем различие следующих информационных процессов: а) кодирование и декодирование информации; б) шифрование и «взлом» шифра. 2.С помощью справочной системы текстового редактора, установленного на вашем компьютере, выясните: а) можно ли установить пароль на документы, создаваемые в редакторе; б) можно ли установить атрибуты файлов и сделать их доступными только для чтения.