«Уровень читательской культуры школьников» Социологическое исследование : «Уровень читательской культуры школьников» Работу выполнили: Ученицы 8А класса ГБОУ СОШ 430 Петродворцового района Санкт-Петербурга Захарова Алиса и Сидоренкова Ольга Руководитель: Акимова Валентина Александровна 2012
Цель работы: Выявить объем и качество начитанности современного школьника, читательские предпочтения и уровень читательской культуры в эпоху компьютеризации и смены ценностей.
Справка PISA (Programme for International Student Assessment) PISA (Programme for International Student Assessment) – международное исследование результатов учёбы школьников проводимое по инициативе Организации Экономического Сотрудничества и Развития (OECD).
ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЙ PISA ПО РОССИИ
Актуальность: В настоящее время основной проблемой, связанной с чтением подростков, принято считать снижение интереса к чтению. «В России уменьшается доля «читающего населения» такое мнение высказал президент Российского книжного союза, Сергей Степашин. По исследованиям работников библиотек – 90% школьников приходят в библиотеку за книгами, нужными лишь для учебы.
Задачи: 1) разработать программу социологического исследования; 2) определить доминанты и направления исследования, круг вопросов, свидетельствующих о состоянии читательской активности школьников; 3) провести анкетирование учащихся; 4) выявить уровень начитанности и читательских предпочтений школьников; 5) провести анализ полученной информации и выявить позитивные и негативные факторы, влияющие на формирование современного читателя-школьника; 6) разработать рекомендации по преодолению негативных воздействий и использованию позитивных факторов для повышения читательской культуры.
Методика исследования: Анонимное анкетирование проводилось в январе 2012 года.
Количество респондентов: СтруктураЧисло респондентов Начальная школа183 Средняя школа165 Старшая школа83 Общее количество431
Проведение анкетирования: Нами были разработаны анкеты, выявляющие круг читательских интересов. Анкета для начальной школы включает в себя 12 вопросов, для средней школы - 17 вопросов, для старшей школы 31 вопрос
Что ты любишь делать в свободное время? В свободное время ученики младших классов отдают предпочтение играм в интернете(28%), играм со сверстниками(22%), рисуют(20%), читают(17%) и смотрят мультфильмы(13%). Начальная школа
Чем Вы занимаетесь в свободное время? Средняя школа
Чем Вы занимаетесь в свободное время? На вопрос «Как вы проводите свободное время?» ответы распределились таким образом: игры в интернете(31%),прослушивание музыки(27%),чтение книг (17%),просмотр телепередач(16%),чтение газет(6%),чтение журналов(4%). Старшая школа
Как часто ты читаешь? В начальной школе дети читают много: Каждый день – 39% Не каждый день – 33% По выходным – 28% Начальная школа
Как часто Вы читаете? Читают учащиеся средней школы в основном 1-2 раза в неделю(39%), но, оказывается, есть и такие, кто не читает совсем(4%), каждый день читают 26% Средняя школа
Как часто Вы читаете? Читают учащиеся старшей школы достаточно часто: Каждый день(34%) 1-2 раза в неделю(33%) Редко(30%) Совсем не читают(3%) Старшая школа
Что ты больше любишь читать? 37% учащихся любят читать юмористические истории,25%- сказки, 21%- комиксы, 17%- рассказы. Начальная школа
Какие книги Вы любите читать? Средняя школа
Какие книги Вы любите читать? Старшая школа
Назови свою любимую книгу.
Записан ли ты в школьную библиотеку?
Берёте ли Вы книги (кроме учебников) в школьной библиотеке?
Стимулируют ли Вас какие-либо из учебных предметов к чтению дополнительной литературы, если да, то какие?
Используете ли Вы для чтения или обучения гаджеты (электронная книга и т.п.) ?
Если Вы обращались к изданиям «Вся русская классика в кратком изложении» в учебных целях, то принесло ли это желаемый результат?
Как Вы оцениваете значение подобных изданий?
Используете ли Вы для подготовки к урокам Интернет-ресурсы?
Заходите ли Вы на сайты современных писателей и поэтов?
Выводы по нашей работе: После проведения анкетирования мы выяснили, что проблема низкого уровня чтения действительно актуальна. В последнее время существенную роль в формировании читательских предпочтений играет «развлекательная» литература: детективы, комиксы, боевики, романы о любви, общение в интернете. Мы считаем, что чтение – это способ обретения культуры, средство расширения кругозора и интеллектуального развития, посредник в общении, базовое умение для учения и жизни. Необходимо, чтобы оно стало инструментом успешной деятельности подрастающего поколения в различных сферах жизни.
Рекомендации: Таким образом, предлагаем следующие рекомендации по преодолению негативных воздействий и использованию позитивных факторов для повышения читательской культуры. 1. В учебном году провести общешкольную читательскую конференцию, целью которой должно стать привлечение внимания к интересным книгам. На этой конференции любой желающий сможет презентовать самостоятельно прочитанную книгу, написать аннотацию к книге. 2. По итогам конференции предлагаем издать школьный сборник аннотаций к самостоятельно прочитанным книгам. 3. Ознакомить с полученным сборником родителей на общешкольном родительском собрании. 4. Организовать ряд встреч с современными петербургскими писателями. 5. Организовать литературные викторины для начальной и средней школ. 6. Учащимся 9а класса(сейчас 8а) поучаствовать в проекте-спектакле «Сказка «Красная шапочка» в разных литературных направлениях: классицизме, сентиментализме, романтизме, реализме»
Список литературы и Интернет-ресурсов: