Кирилл и Мефодий Выполнила Выполнила: Ученица 10 класса МОУ «СОШ 43» Ахметшина Татьяна Маулетовна
Содержание Кирилл Мефодий Вклад в культуру История введения славянской письменности История происхождения кириллицы Глаголица Смерть братьев Памятники Кириллу и Мефодию 24 мая - память равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских 24 мая - память равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских Литература
Кирилл Кирилл (ок ) получил это имя при пострижении в схиму за 50 дней до своей смерти в Риме, всю жизнь он прожил с именем Константин (Константин Философ). Константин с детства выделялся неординарными способностями. Он воспитывался при дворе, обучался вместе с малолетним императором Михаилом III. Среди его учителей были Лев Математик и Фотий, будущий патриарх Константинопольский. В 840-х годах Кирилл успешно состязался в диспутах, отстаивая иконопочитание и догмат о Святой Троице. Предполагают, что в 50-е годы он ездил с христианской миссией в Болгарию, бывал и в Сирии. Склонный к монашеской жизни, Константин отказался от придворной карьеры. Однако уединиться в монастыре ему не удалось. Он работал библиотекарем патриаршей библиотеки, преподавал философию (поэтому в житиях он именуется «Кирилл Философ»), участвовал в полемике с иконоборцами. В 855– 856 Константин участвовал в миссионерской поездке к арабам («сарацинская миссия»), где вел полемику с мусульманами, демонстрируя хорошее знание Корана.
Мефодий Мефодий (820885) монашеское имя преподобного, мирское имя неизвестно, предположительно его звали Михаилом. Мефодий, старший из восьми братьев, состоял на военной службе. В течение 10 лет он был правителем какой-то славянской области, потом ушел в монастырь Олимп в Малой Азии. В 860-е годы, отказавшись от сана архиепископа, он стал игуменом монастыря Полихрон на азиатском берегу Мраморного моря, около города Кизика. В конце 869 года Адриан II возвел Мефодия в звание архиепископа Моравии и Паннонии, разрешив в его епархии службу на славянском языке, но с тем условием, что Евангелие и Апостол должны читаться сначала по-латыни, а потом по-славянски. Мефодий (820885) монашеское имя преподобного, мирское имя неизвестно, предположительно его звали Михаилом. Мефодий, старший из восьми братьев, состоял на военной службе. В течение 10 лет он был правителем какой-то славянской области, потом ушел в монастырь Олимп в Малой Азии. В 860-е годы, отказавшись от сана архиепископа, он стал игуменом монастыря Полихрон на азиатском берегу Мраморного моря, около города Кизика. В конце 869 года Адриан II возвел Мефодия в звание архиепископа Моравии и Паннонии, разрешив в его епархии службу на славянском языке, но с тем условием, что Евангелие и Апостол должны читаться сначала по-латыни, а потом по-славянски. Мефодий вернулся в 870 году из Рима в Паннонию и развернул широкую деятельность по распространению славянского богослужения. Но это продолжалось недолго. В том же году он был вызван на суд зальцбургского архиепископа Адальвина и его суфраганов. Его обвинили в нарушении исконных иерархических прав католической церкви на Моравию и Паннонию и приговорили к тюремному заключению. Мефодий пробыл в тюрьме в самых тяжелых условиях три года, после чего новый папа Иоанн VIII, желая поддержать папский авторитет, заставил баварский епископат освободить подвижника и возвратить его в Моравию (Ястребов Н.В. Сборник источников для истории жизни и деятельности Кирилла и Мефодия. СПб., С ). В то же время ему было воспрещено богослужение на славянском языке до разбора дела папой. Мефодий боролся с распущенностью князей и вельмож и вызывал этим их неудовольствие. Мефодий вернулся в 870 году из Рима в Паннонию и развернул широкую деятельность по распространению славянского богослужения. Но это продолжалось недолго. В том же году он был вызван на суд зальцбургского архиепископа Адальвина и его суфраганов. Его обвинили в нарушении исконных иерархических прав католической церкви на Моравию и Паннонию и приговорили к тюремному заключению. Мефодий пробыл в тюрьме в самых тяжелых условиях три года, после чего новый папа Иоанн VIII, желая поддержать папский авторитет, заставил баварский епископат освободить подвижника и возвратить его в Моравию (Ястребов Н.В. Сборник источников для истории жизни и деятельности Кирилла и Мефодия. СПб., С ). В то же время ему было воспрещено богослужение на славянском языке до разбора дела папой. Мефодий боролся с распущенностью князей и вельмож и вызывал этим их неудовольствие.
Вклад в культуру Переоценить привнесение письменности в славянское общество невозможно. Это величайший византийский вклад в культуру славянских народов. И был он сотворен святыми Кириллом и Мефодием. Только с установлением письменности начинается подлинная история народа, история его культуры, история развития его мировоззрения, научных знаний, литературы и искусства.
История введения славянской письменности История введения славянской письменности полна драматизма, как, впрочем, и утверждение всех других благих начинаний. Обычно историю творят люди сугубо недостойные, а в нашем редком случае удивительные по своей устремленности к подлинным человеческим ценностям. Судьбы подвижников, привносящих в культуру великие изобретения и открытия, редко бывают благополучны. Так стало и с братьями Кириллом и Мефодием. Здесь, в тиши одной из константинопольских обителей и была зачата славянская письменность: Кирилл создает славянскую азбуку по образу и подобию греческой (которая, в свою очередь, была заимствована из финикийской письменности, относящейся к VII в. до н. э. )
История происхождения кириллицы История происхождение кириллицы теряется в темноте веков. Многие ученые считают, что Кириллом была создана именно эта азбука. Другие полагают, что он изобрел глаголицу, а кириллица была разработана в конце IX начале X веков в Древней Болгарии. В основу кириллицы положено византийское уставное письмо. Для передачи звуков, которые отсутствовали в греческом языке, использовались буквы, заимствованные из иных источников. Кириллический алфавит используется теми из славянских народов, которые исповедовали православие. Письменностью, основанной на кириллическом алфавите, пользуются русские, украинцы, белорусы, сербы, болгары, македонцы. В 19–20 вв. миссионерами и учеными-языковедами на основе кириллицы создавались системы письма для народов, живших на территории России. В России кириллический алфавит претерпел определенную эволюцию. Уже к 12 в. выходят из употребления буквы,,. В начале 18 в. Петром I была проведена орфографическая реформа, в результате которой буквы кириллического алфавита приобрели новые начертания. Был исключен ряд букв (,,,, и др.), звуковое значение которых можно было выразить другим способом. С этого времени светские издания набирались реформированной азбукой, а церковные книги традиционной кириллицей
Глаголица Глаголица почти полностью совпадает с кириллицей по алфавитному составу, расположению и звуковому значению букв, но отличается более сложной их формой, взятой, может быть, из иврита и самарийского языка. Глаголица была распространена в XXI веках в Моравии, Далмации и Болгарии, а в Хорватии просуществовала до XVIII столетия. Старейшие памятники, писанные глаголицей, относятся к концу X века, например, Зографское евангелие. Кода и кем была разработана глаголица, точно не выяснено до сих пор. Одни исследователи (И. Тэйлор, И.В. Ягич, Д.Ф. Беляев и др.) были убеждены, что глаголица была сотворена Кириллом на основе византийской скорописи. Другие ученые (главным образом русские дореволюционные исследователи А.И. Соболевский, И.И. Срезневский, Е.Ф.Карский) придерживаются точки зрения, что глаголицу ввели в Моравии в конце X века ученики Кирилла, поскольку слишком похожая на византийское письмо кириллица стала преследоваться западным латинским духовенством, соперничавшим с византийскими миссионерами в этом регионе. Более того, высказывались догадки, что глаголица возникла как тайнопись кириллицы. Третьи (по большей части советские лингвисты и филологи И.И. Мещанинов, П.Я. Черных, Д.С.Лихачев и др.) склонны считать глаголицу докирилловским славянским письмом.
Смерть братьев Смерть братьев 14 февраля 869 Константин умер, приняв незадолго до смерти схиму с именем Кирилл. Он был похоронен в Риме в крипте базилики св. Климента. 6 апреля 885 умер Мефодий, оставив после себя около 200 учеников. Вскоре после его смерти активизировались противники славянского богослужения: славянская литургия была запрещена, а ученики и последователи изгнаны из страны. Изгнанные из Моравии, ученики Мефодия нашли убежище в Болгарии, которая стала новым центром славянской письменности. День памяти св. Кирилла 14 февраля (в Русской православной церкви 14 февраля по старому стилю), св. Мефодия 6 апреля (по старому стилю), святых Кирилла и Мефодия 11 мая (по старому стилю).
Памятники Кириллу и Мефодию. Памятник Кириллу и Мефодию на Славянской площади в Москве. 1992
24 мая – память равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей словенских Много поучительных примеров представляет нам жизнь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Один из них – удивительная братская дружба и единодушие. Без сомнения, святых братьев связывали и богатые от природы дарования, и полученное ими прекрасное образование, и одинаковый благочестивый настрой, и одно общее дело апостольского служения, но глубже всех этих связей была у них связь кровного родства, братства. Уходит на Олимп Мефодий, к нему спешит молодой Кирилл, и здесь они вместе предаются молитвенным и книжным трудам. Вызывают Кирилла для посольства к славянским народам, и тот упрашивает брата сопутствовать ему. Вместе они усердно готовятся к миссионерской деятельности, вместе разделяют труды опасного долгого путешествия, вместе трудятся и в школах, и в храмах; вместе подвергаются нападкам со стороны врагов. Это ли не образец крепкой, взаимной, братской любви Много поучительных примеров представляет нам жизнь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Один из них – удивительная братская дружба и единодушие. Без сомнения, святых братьев связывали и богатые от природы дарования, и полученное ими прекрасное образование, и одинаковый благочестивый настрой, и одно общее дело апостольского служения, но глубже всех этих связей была у них связь кровного родства, братства. Уходит на Олимп Мефодий, к нему спешит молодой Кирилл, и здесь они вместе предаются молитвенным и книжным трудам. Вызывают Кирилла для посольства к славянским народам, и тот упрашивает брата сопутствовать ему. Вместе они усердно готовятся к миссионерской деятельности, вместе разделяют труды опасного долгого путешествия, вместе трудятся и в школах, и в храмах; вместе подвергаются нападкам со стороны врагов. Это ли не образец крепкой, взаимной, братской любви
Литература. : Георгиев Е., Славянская письменность до Кирилла и Мефодия Лихачев Д, С., Возникновение русской литературы, М. Л., 1952; Черепнин Л. В., Русская палеография, М., 1956 Истрин В. А., 1100 лет славянской азбуки, М., 1963.