Метод проектов в библиотечном менеджменте Среди направлений, обеспечивающих эффективность современного библиотечного менеджмента, важное значение имеет управление проектами. Ключевой задачей современного управления становится обеспечение стратегии развития библиотек. Городской семинар школьных библиотекарей Апрель, г.Якутск
Миссия школьной библиотеки Заниматься обучением и воспитанием стоит лишь тогда, когда есть перспектива на завтрашний, а еще лучше – на послезавтрашний день. К. Ушинский
Выработка миссии ШБ Утвердились три направления работы библиотеки: Библиотека – это информационный центр. Библиотека рассматривается, как культурно- досуговый центр по-современному или «очаг культуры», как это говорили в старину. Библиотека – это настолько мобильный социальный институт, что у нее нет строго определенной функции. Библиотека должна подстраиваться под интересы, настроение того контингента пользователей, который у нее есть. Она может быть и культурным центром, и досуговым центром, и информационным центром.
«миссия библиотеки» – это та философия, то предназначение, тот смысл существования библиотеки, которая определяет те ценности, те убеждения, те принципы, с которыми библиотека собирается осуществлять свою деятельность. И несмотря на то, что, казалось бы, школьные библиотеки одного типа, для каждой библиотеки будет своя философия, свой смысл существования.
Понятие «миссия» происходит от латинского слова, переводимого как «посылать». Оно имеет много значений, среди которых наиболее подходящее для определения миссии библиотеки - ответственное задание, поручение.
В узком понимании миссия библиотеки – это сформулированное утверждение, относительно того, для чего и по какой причине существует библиотека. То есть – это смысл существования каждой конкретной библиотеки, ее отличие от себе подобных.
Разработка миссии и ее реализация делают каждую библиотеку совершенно уникальной. Правильно определенная миссия библиотеки обязательно привносит в ее деятельность большое количество инноваций.
Основные группы, интересы которых библиотекой должны быть учтены: это, в первую очередь, читатели - школьники, родители, учителя и администрация школы.
Основные группы людей, влияющих на деятельность политики библиотеки учредители библиотеки или руководители школы сотрудники библиотеки пользователи, читатели библиотеки, к этим читателям относим и учеников и учителей и деловых партнеров библиотеки, формальные и неформалы, оказывающие услуги для нашей библиотеки. общество в целом
Факторы, влияющие на выработку миссии школьной библиотеки история вашей библиотеки существующий стиль поведения по отношению к библиотеке со стороны руководителей школы (положительное, пренебрежительное, равнодушное или никакого отношения) среда, в которой существует библиотека, она не изолирована стенами школы от внешней жизни ресурсы, которые школьная библиотека может привести в действие для достижения своих целей отличительные черты конкретной библиотеки
Формулировка миссии библиотеки Целевые ориентиры библиотеки Кто является реальным читателем и пользователем вашей библиотеки, и кто им может быть, если вы развернетесь во всю ширь. Философия библиотеки, которая принята в вашем образовательном учреждении Возможности для осуществления деятельности, формы и методы работы Имидж вашей библиотеки.
Краткая характеристика ОУ Тип образовательного учреждения Общеобразовательная школа Гимназия Лицей Другое (что?) Статус учрежденияГосударственное Частное Профиль образовательного учреждения Центр экологического просвещения Центр эстетического воспитания Другое Миссия образовательного учрежденияРазработана Не разработана, но будет Нет и в проекте Если разработана, в чем заключается: Формы образовательной деятельности Базовое образование Дополнительное образование (факультативы и пр.) Группы дополнительного дня Другое (что?) Учитывается ли в деятельности образовательного учреждения наличие библиотеки? Да Нет
Характеристика библиотеки школы Задачи Состав фонда Наличие / отсутствие каталога Группы пользователей Виды деятельности с учащимися и учителями, администрацией и родителями Пути пополнения фонда библиотеки Финансирование (спонсоры)
Анализ ресурсной базы школы, обеспечивающей библиотечную деятельность (SWOT) S - сильные стороны внутренних ресурсов W - слабые стороны, внутренние проблемы Внутренний - диагноз O - внешние возможности для развития T - внешние угрозы Внешний - диагноз
Современное состояние библиотечного обслуживания На каком сегодня находитесь уровне Какое существует планирование Какая существует организация труда Какая номенклатура услуг
Миссия школьной библиотеки Целевые ориентиры библиотеки Имидж библиотеки (исходный и желательный) Формулировка миссии библиотеки, то есть как вы ее себе представляете
Классификация типов проектов в библиотечно-информационной среде Классифика ционные признаки Типы проектов Уровень проекта ПроектПрограммаКонцепция Масштаб (размер) проекта МалыеМонопроектМульти- проект Мега- проект
Сроки реализа- ции Оперативные (до 1 года) Текущие (от 1 до 3 лет) Среднесро- чные (от3 до 5 лет) Долгосро чные (свыше 5 лет) Характер проекта/ уровень участников Федеральный/ республиканский/ региональный/ межрегиональный Краевой / областной / муниципаль- ный Междуна- родные (совмест- ные) Характер целевой, задачи (содержа- ние) Пилотные/ инвестиционные/ Информационные / инновационные / маркетинговые Стратегичес- кие / организацион- ные/ партнерские/ экономические / образователь- ные Социаль- ные / культурно- досуговые/ повыше- ние квалифи- кации
Этапы жизненного цикла библиотечного проекта Разработка идеи Анализ проблемы Определение целей, задач Подготовка проекта Проектный анализ планирование Бизнес- план Реализация проекта Орган.структура Текущий контроль Завершение проекта Заключ. контроль отчет Оценка Эффектив.
ПРОЕКТНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ Подготовительный этап: Краткая характеристика школы Характеристика библиотеки школы ( задачи, состав фонда, наличие/отсутствие каталога, группы пользователей, виды деятельности с учащимися и учителями, администрацией и родителями. Пути пополнения фонда библиотеки. Финансирование. Спонсоры). Проектирование медиатеки: Определите Миссию медиатеки своей школы ( ваши представления о том, какой она должна стать в ближайшем будущем. Для этого можно воспользоваться информацией о медиацентрах учебных заведений, найденной в поисковых системах по ключевым словам). Продумайте цели и задачи вашей школьной медиатеки ( ваши представления о том, какими они должны быть в идеале). Нарисуйте план помещения вашей медиатеки ( обозначьте рабочие «зоны», напр., зоны для самостоятельной индивидуальной и групповой работы с книгой, CD-Rom, DVD, видео и аудио информацией. Продумайте, сколько вам нужно компьютеров и для чего, нужен ли телевизор, видеомагнитофон и для чего?, нужна ли цифровая видео и фото камеры и для чего ?).
Составьте перечень компьютеров с периферией, ПО и фонда на нетрадиционных носителях для школьной медиатеки с указанием технических характеристик и цен ( для этого, воспользовавшись поисковыми системами Интернет, найдите веб-сайты фирм, торгующих компьютерной техникой – Формоза, Партия, Белый ветер, Rstyle, Кирилл и Мефодий, Хронограф, 1С, др. – запишите сведения, найденные на этих сайтах). Составьте перечень того, что вы приобрели бы в первую очередь для пополнения фонда своей медиатеки кроме учебников ( если, кроме учебников, вам в медиатеку нужна какая-либо еще литература, то какая – напр., справочная, научно-популярная, что-то еще, - и зачем?). Опишите новые виды деятельности ученика и учителя, которые становятся возможными в медиатеке школы Опишите новые виды услуг, которые может предоставить школьный библиотекарь в условиях медиатеки Общий бюджет ( бизнес план: компьютеры- количество, стоимость; периферия- модем, принтер, сканер, наушники, записывающее CD-устройство, «мышь», цифровая фото и видеокамера, др. – количество, стоимость; программное обеспечение – электронные каталоги, мультимедийные учебники, энциклопедии, справочники, тесты и пр.).