Лекции по дисциплине «Информационные системы в экономике » Подготовил доцент В.Н. Египко Санкт-Петербург 2012 Санкт-Петербургский торгово-экономический институт Кафедра информационных систем и информационных технологий и информационных технологий © В.Н. Египко Версия от
Организация обучения по дисциплине Объём дисциплины – 36 учебных часов: лекции – 18 часов (1 занятие в 2 недели); практические занятия – 18 часов (1 занятие в 2 недели). Итоговый контроль знаний студентов – комплексный зачёт с оценкой как теоретических знаний, так и результатов практических занятий. Оценка «зачтено» заносится в приложение к диплому выпускника вуза.
Лектор Египко Виктор Николаевич – доцент кафедры информационных систем и информационных технологий, канд. техн. наук (комн. 1109). Стаж педагогической работы – 42 года. Окончил электротехнический институт (ЛЭТИ) в1969г гг.: ассист. и доц. кафедры вычислительной техники ЛЭТИ. С 1987 г. – в ЛИСТ, СПбТЭИ.
Использованная литература ЭБС «КнигаФонд»
Литература 4.Информационные технологии в экономике: Учебное пособие / Губкина Г. Е., Смирнова И. И.; СПбТЭИ. – СПб.: ТЭИ Openoffice.org: Теория и практика / И. Хахаев, В. Машков, Г. Губкина и др. – М.: ALT Linux; БИНОМ. Лаборатория знаний, Электронные таблицы в офисе. Решение задач: Учебное пособие / Кноп И. С. и др.; СПбТЭИ. – СПб.: ТЭИ Губкина Г. Е., Турченюк Т. И. Системы управления базами данных: Учебное пособие / Г. Е. Губкина, Т. И. Турченюк; СПбТЭИ. – СПб.: ТЭИ Обработка списков в приложении Openoffice.org Calc: Методические указания / СПбТЭИ; Сост. Е. В. Смородина, И. А. Хахаев. – СПб.: ТЭИ, Бабкова К. Ю., Зайцев И. В., Королев В. А. Оформление студенческих работ и документов средствами пакета OpenOffice.org: Учеб. пособие / К. Ю. Бабкова, И. В. Зайцев, В. А. Королев; СПбТЭИ. – СПб.: ТЭИ, 2009.
Тема лекции: «Базовые понятия информационных технологий» Повторение учебного материала
Термин «Технология» технология техноtechne логос logos Термин технология - результат объединения двух древних понятий: техно (перевод с греческого techne) - мастерство, искусство и логос (logos) - наука, умение. технология процесс В современном понимании технология – это тщательно спланированный и чётко реализуемый многошаговый процесс достижения желаемого результата.
Термин «Информационная технология» Информационная технология (ИТ, IT) Информационная технология (ИТ, IT) – процесс, использующий средства и методы сбора, хранения, обработки первичной информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Цельпроизводство качественноновойинформации Цель информационной технологии – производство качественно новой информации для анализа её человеком и принятия на его основе решения. Принятиерешения Принятие решения – акт целенаправленного воздействия на объект управления, основанный на анализе ситуации, определении цели и разработке программы достижения этой цели.
Термин «Информационная технология» [1]
Термин «Информационная технология» [2]
Термин « Информационная технология » ИТ этапы ИТ как процесс в общем случае разбивается на этапы: сбор, регистрация, передача, обработка, хранение и использование информации. ИТ процедур Каждый этап ИТ в свою очередь состоит их ряда процедур. Пример процедуры - приём информации от разнообразных источников информации. ИТ операций. Процедура же ИТ может включать в себя несколько однотипных операций. Пример операции - получение информации от определённого вида источников.
Термин «Информационная система» Система Система – объединение взаимосвязанных разнородных элементов в целях решения поставленных задач. Внешне система рассматривается как единое целое. Информационнаясистема Информационная система – объединение средств и методов сбора, хранения, обработки и использования информации, а также персонала в интересах достижения поставленной цели. Современная информационная система – это система, основанная на использовании компьютеров (ПК, серверов…) и средств телекоммуникаций. информационная система Другое равнозначное определение: информационная система – это среда для реализации информационных технологий.
Исторические этапы развития информационных технологий Ручная I.«Ручная» ИТ (до 2-й половины XIX века). Средства информатики: перо, чернила, бумага, книги, почта, лошади, кареты … Механическая II.«Механическая» ИТ (с конца XIX века): механические пишущая машинка, арифмометр, телеграф, телефон, механические транспортные средства доставки почты … Электрическая III.«Электрическая» ИТ ( ые гг. XX века): электрическая пишущая машинка, арифмометр, ксерокс, первые большие ЭВМ … Электронная IV.«Электронная» ИТ (с начала 70-х гг.): большие ЭВМ для автоматизированных систем управления предприятием, информационно-поисковых систем … КомпьютернаяНовая V.«Компьютерная», или «Новая» ИТ (с середины 80-х гг.): персональный компьютер, общедоступные программные средства, локальные, корпоративные и глобальные компьютерные сети …
Тема лекции: «Виды информационных технологий в экономике»
Информационные технологии, применяемые на предприятии 1.ИТ обработки данных. 2.ИТ автоматизированного офиса. 3.ИТ управления предприятием: - традиционная ИТ управления на основе отчётов; - ИТ поддержки принятия решений (модельное управление); - ИТ экспертных систем. 4.Internet-технологии. 5.Инновационные технологии.
ИТ обработки данных Сбор данных. Классификация, группировка данных. Сортировка данных (при необходимости). Обработка данных: арифметические, логические операции, функциональные преобразования. Укрупнение, агрегатирование результатов. обработки с итогами и средними значениями Формирование отчётов. Хранение данных и результатов обработки.
ИТ автоматизированного офиса [3]
ИТ автоматизированного офиса Электронные документы и документооборот. Корпоративная электронная почта. Аудиопочта. Телеконференции режима «on-line». Видеоконференции. Корпоративные базы данных. Офисные программы. Специализированные экономические программы.
ИТ электронного офиса [2]
Традиционная ИТ управления (на основе отчётов) 1.Оценка фактического состояния объекта управления. 2.Оценка отклонений от планируемого состояния. 3.Выявление причин отклонений. 4.Анализ возможных решений и действий на основе отчётов: регулярных, специальных, суммирующих, сравнительных, чрезвычайных …
Традиционная ИТ управления [3]
Традиционная ИТ управления [2]
ИТ компьютерной поддержки принятия решений в BI-системах (BI – Business Intelligence) Итерационный процесс принятия решений
ИТ поддержки принятия решений [3]
ИТ поддержки управления [2]
ИТ экспертных систем
ИТ экспертных систем [3]
Тема лекции: «Организация обработки данных»
Этапы эволюции обработки данных I.Централизованная обработка I.Централизованная обработка данных в вычислительном центре (1960-е – середина 1980-х гг.). II.Децентрализованнаяобработка II.Децентрализованная обработка данных на автономных ПК специалистов - автоматизированных рабочих местах (АРМ) бухгалтера, экономиста и пр. (конец 1980-х – середина 1990-х гг.). распределённой обработки III.Современная технология распределённой обработки данных с использованием компьютерных сетей и компьютеров двух типов: рабочих станций и серверов.
Способы организации обработки данных 1.«Хост-терминал» 1.«Хост-терминал»: данные и программы обработки хранятся на центральном компьютере-хосте, запросы на обработку формируются на терминалах пользователей (упрощённых ПК), на них же передаются результаты обработки данных (устаревшая технология). 2.«Файл-сервер» 2.«Файл-сервер»: на сервере хранятся только файлы баз данных, а обработка данных ведётся на рабочих станциях, куда по запросам пользователей пересылаются базы данных (в полном объёме). 3.«Клиент-сервер» 3.«Клиент-сервер»: на сервере хранятся общие базы данных и программы первичной их обработки по запросам пользователей, на клиентские рабочие станции передаются лишь необходимые данные и выполняется вторичная их обработка.
Сравнение моделей организации обработки данных «Файл-сервер» характеризуется Модель «Файл-сервер» характеризуется: - высоким уровнем защиты данных от несанкционированного доступа; - низкой скоростью обработки информации на рабочих станциях из-за больших её объёмов; - большой загрузкой каналов связи при передаче достаточно больших объёмов данных; - высокими требованиями к техническому и программному оснащению рабочих станций; - блокировкой доступа других пользователей при корректировке общих баз данных. «Клиент-сервер» Модель «Клиент-сервер» характеризуется: - сокращением объёмов пересылаемой по каналам связи информации, т.к. передаются не базы данных целиком, результаты запросов к базе; - высокой скоростью первичной обработки данных на мощных серверах; - более скромными требованиями к техническому и программному оснащению рабочих станций; - необходимостью принятия дополнительных мер по защите информации.
Два варианта технологии «Клиент-сервер» «Толстый клиент» «Толстый клиент»: на сервере реализованы главным образом функции доступа к базам данных, а основные прикладные вычисления выполняются на стороне клиента. «Тонкий клиент» «Тонкий клиент»: на сервере выполняется основная часть прикладной обработки данных, а на клиентские рабочие станции передаются уже результаты обработки данных для просмотра и анализа пользователем с возможностью их последующей обработки (в минимальном объёме).