РИТОРИКА Прагматический аспект аргументационно- риторического дискурса. Теория речевых актов.
Участники диалога в ходе осуществления речевых действий производят высказывания, смысл которых является продуктом диалога. Смысл сказанного является продуктом совместной речевой деятельности участников диалога в языке, через который они понимают (видят) мир. Основы теории речевых актов
John Langshaw Austin 28 марта 1911 – 8 февраля 1960
Основы теории речевых актов Austin, J. L. (1962). How to Do Things with Words. The William James Lectures delivered in Harvard University in Edited by J. O. Urmson. Oxford: Clarendon Press. Дж. Л. Остин. Слово как действие //Новое в зарубежной лингвистике. Вып.17. Теория речевых актов. М., Прогресс, С. 22 – 130. Дж. Остин. Как производить действия при помощи слов // Его же. Избранное. М., 1999
Основы теории речевых актов Перформатив (от англ. Perform) ничего не описывают, не сообщают и не констатируют, не являются истинными или ложными, (их нельзя проверить соотнося с реальным положением дел в мире), высказывание такого предложения является осуществлением действия, которое не может быть описано лишь как произнесение. Например: Я согласен в акте бракосочетания, Нарекаю судно именем «Королева Елизавета» Завещаю свой дом моему сыну Держу пари на червонец, что завтра наступят холода
Основы теории речевых актов Сказать нечто всегда означает совершить: фонетический акт - фон (phone); фатический (phatic) акт - фема (pheme); ретический (rhetic) акт - рема(rheme). Выполнение этих трех актов означает выполнение локуции, то есть, акта говорения чего-либо.
Основы теории речевых актов Модель коммуникативной ситуации включает три уровня анализа речевого акта: как поскольку говорящий использует определенные языковые средства, представляя его (лат. locutio - говорение); как поскольку говорящий в процессе говорения (in locutio - лат.) стремится к достижению определенной цели в акте речи, то есть придает речевому акту иллокутивную силу (просит, клянется, угрожает, проклинает, обещает, советует, убеждает, аргументирует и т.п.); как, поскольку этим речевым актом, то есть посредством говорения (per locutio - лат.), достигается определенный результат. локутивный акт, иллокутивный акт, перлокутивный акт,
Основы теории речевых актов Мы можем совершить локутивный акт, т.е., произнести определенное высказывание с определенным смыслом и референцией. При этом мы производим иллокутивный акт, т.е., произносим высказывание, обладающее определенной коммуникативной силой. Наконец, мы способны осуществлять перлокутивные акты, т.е., достигать чего-то посредством говорения (например, убеждать).
Основы теории речевых актов John Rogers Searle (born July 31, 1932) В настоящее время – профессор философии в University of California, Berkeley
Основы теории речевых актов Дж.Серль Что такое речевой акт // Новое в зарубежной лингвистике. Вып.17. Теория речевых актов. М., Прогресс, Философия языка / Ред.-сост. Дж.Р.Серль. М.: Едиториал УРСС, 2004.
Основы теории речевых актов Они называются конститутивными, поскольку они не только регулируют, но конституируют, создают саму деятельность, существование которой логически зависимо от этих правил. Конститутивные правила
Основы теории речевых актов Идея таких правил, примененная в исследовании речевых актов, позволяет построить семантику языка особого рода, которая предстает как система конститутивных правил, а иллокутивные акты оказываются речевыми действиями, совершаемыми в соответствии с определенными конститутивными правилами.
Основы теории речевых актов Выполнение иллокутивных актов определяется не только намерениями, но также и семантическими конвенциями …То, что мы можем иметь в виду, является функцией того, что мы говорим. Субъективное значение обусловлено не только намерением, но и конвенцией Дж. Серль Что такое речевой акт // Новое в зарубежной лингвистике. Вып.17. Теория речевых актов. М., Прогресс, С. 160.
Основы теории речевых актов То, что мы имеем в виду в данном производимом нами речевом акте, зависит от тех конвенций, в которых живем, а то, что мы на самом деле высказываем, производя данный речевой акт, зависит от тех конвенций, в которых живет воспринимающий наш речевой акт. мы слушатель,
Основы теории речевых актов Дж. Остин: Для осуществления перформативного речевого акта необходимо, чтобы меня кто-нибудь услышал, чтобы этому лицу была понятна иллокутивная сила моего речевого акта, в некоторых случаях необходимо согласие другого лица на осуществление действия (например, пари должно быть принято)
Дж. Остин: «Я только тогда имею право сказать, что предупредил аудиторию, когда она услышала мои слова и восприняла их должным образом. Иллокутивный акт может состояться только тогда, когда нам удается воздействовать на аудиторию… Таким образом, осуществление иллокутивного акта включает в себя обеспечение усвоения» Основы теории речевых актов
Только тогда меня услышат, когда я сам себя слышу. В противном случае, услышат не меня. Если то, что я говорю, другой понимает отличным от меня образом, то он слышит не меня. А если я сам не понимаю, то, что говорю, то в этом акте речи меня нет для меня. Не я говорю. Отсутствуют условия самоидентификации в акте речи. Я стою на границе безумия.
Основы теории речевых актов Язык, языковые конвенции, которыми живет человек, определяют не только то, что он хочет сказать посредством конкретного речевого акта, не только то, что он слышит, но и то, что он видит в окружающем мире (или, другими словами, то, что он имеет в виду). «Движенья нет, - сказал мудрец брадатый…» Разум «видит» лишь то, о чем он может сказать непротиворечивым для себя образом. Он видит мир лишь рассказывая его.
Основы теории речевых актов
Сам по себе речевой акт не порождает определенного суждения, если он не является связующим звеном между говорящим, который понимает, что говорит, и слушающим, который стремится понять слышимое. Этот двусторонний акт понимания превращает речевой акт в средство коммуникации, а следовательно, и в определенное высказывание. Сказанное не является продуктом лишь сказывающего. Природа речевого акта такова, что он не может быть у одного, он всегда средство и продукт диалога.
«И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос. И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия» От Иоанна Святое Благовествование. Гл.1. «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие; ибо уста Господни изрекли это. Голос говорит: возвещай!» Книга пророка Исаии. Гл 40. «…пустыня внемлет…»