Павлова Анна Сергеевна научный сотрудник Лаборатории специального и инклюзивного образования НИИСО ГБОУ ВПО МГПУ
АДАПТАЦИЯ – ПРОЦЕСС УСТАНОВЛЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО БАЛАНСА МЕЖДУ ЛИЧНОСТЬЮ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ В ХОДЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основные показатели психологической адаптации ребенка к школе: овладение навыками учебной деятельности установление контакта с учащимися, учителем формирование адекватного поведения
Для многих учащихся при переходе на основную ступень обучения характерны: снижение успеваемости нарушение поведения эмоциональная нестабильность повышенная утомляемость, тревожность
письмо Министерства образования Российской Федерации от /13 «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования - на основную»
смена одного основного учителя на группу учителей-предметников ведёт к смена одного основного учителя на группу учителей-предметников ведёт к изменению системы требований появление новых предметов увеличивают умственную нагрузку смена условий обучения обостряют эмоциональные и поведенческие проблемы
На адаптивные возможности ребенка с ОВЗ оказывают влияние: Неумение приспособиться к новому темпу школьной жизни Неумение приспособиться к новому темпу школьной жизни Несформированность учебной мотивации Несформированность учебной мотивации Низкий уровень произвольной регуляции поведения и учебной деятельности Низкий уровень произвольной регуляции поведения и учебной деятельности Нарушение характера коммуникации между учеником и учителем-предметником Нарушение характера коммуникации между учеником и учителем-предметником Несформированность продуктивных форм общения Несформированность продуктивных форм общения Недостаточность социальной нормативности Недостаточность социальной нормативности
Несоответствие возможностей ребенка с ОВЗ школьным требованиям могут привести к снижению познавательной активности потере учебной мотивации формированию пассивной позиции возникновению внутреннего психологического дискомфорта болезненному отношению к окружающим конфликтным отношениям с учителем и сверстниками
ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ - совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологических и психофизиологических особенностей ребенка требованиям школьного обучения
Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов с ОВЗ при переходе на основную ступень обучения нацелена на обеспечение адаптированности учащихся к процессу обучения, профилактику трудностей в обучении, формирование навыков эффективной учебной деятельности, решение кризисных ситуаций в период адаптации. В реализации данного направления принимают участие учителя-предметники и психолог.
Задача: сформировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, повысить познавательную активность Задача: сформировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, повысить познавательную активность Педагог коррекция стиля семейного воспитания (внеурочная) формирование учебных интересов через игровые формы обучения (урочная, внеурочная) организация успеха в учении (урочная, внеурочная) Психолог коррекция стиля семейного воспитания (внеурочная) формирование учебных интересов через игровые формы обучения (внеурочная) вовлечение в деятельность, вызывающую интерес (внеурочная) Результаты: мотивация к обучению и познанию, устойчивый познавательный интерес (личностные)
Задача: повысить уровень произвольной регуляции поведения и учебной деятельности Педагог коррекция стиля семейного воспитания (внеурочная) развитие познавательных процессов, их произвольности (урочная, внеурочная) Психолог коррекция стиля семейного воспитания (внеурочная) развитие познавательных процессов, их произвольности (внеурочная) Результаты: самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности, самоконтроль (метапредметные)
Задача: сформировать у учащихся продуктивные формы общения с учителями-предметниками и сверстниками Педагог коррекция стиля семейного воспитания (внеурочная) гармонизации межличностных отношений в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик» (урочная, внеурочная) формирование активно- познавательного отношения к своему предмету (урочная, внеурочная) Психолог коррекция стиля семейного воспитания (внеурочная) гармонизации межличностных отношений в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик» (внеурочная) включение в группу тренинга общения (внеурочная) Результаты: коммуникативная компетентность в общении (личностные), учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми (метапредметные)
Успешность адаптационного периода в 5-х классах зависит от: преемственных связей преемственных связей между начальным и основным общим образованием тесного взаимодействия тесного взаимодействия администрации, учителей и всех специалистов, работающих в образовательном учреждении