ОБЩЕНИЕ 1.Общение как обмен информацией 2.Общение как взаимодействие 3.Общение как понимание
Основные направления современных исследований Проблема общения Коммуникативные воздействия с использованием ИКТ Трудности интерпретации невербального общения Сущность коммуникативной компетенции
1. Общение как обмен информацией Коммуникация между людьми. Есть ли специфика?
Общение как обмен информацией В коммуникативном процессе происходит не только простое «движение информации», но и активный обмен ею. В процессе коммуникации люди могут повлиять друг на друга. Они обладают единой или сходной системой кодирования и декодирования. Могут возникать специфические барьеры.
Средства общения вербальноеневербальное
Модель речевого общения Кто передаёт? КОММУНИКАТОР Что передает? СООБЩЕНИЕ Как передаёт? НЕПОСРЕДСТВЕННО ИЛИ ОПОСРЕДОВАННО Кому передаёт? АДРЕСАТ С каким эффектом?
Невербальное общение
Паралингвистическая система (качество голоса, диапазон, тональность) Экстралингвистическая система (паузы, эээ…., покашливание…) Пространство и время организации процесса (размещение по отношению друг к другу, хронотопы)
Общение в современном мире
ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Только ли обмен информацией? Интеракция Межличностное взаимодействие
Взаимодействие Внешняя сторона Регламентированный порядок действие Внутренняя сторона Удовлетворение потребностей, связанных с поддержание психического равновесия
Потребность в определении своей социальной принадлежности Потребность в поддержании хороших отношений
Виды взаимодействия кооперация конкуренция конфликт
Стратегии взаимодействия Доминантный и недоминантный собеседники Мобильный и ригидный собеседники Экстраверты и интраверты
ОБЩЕНИЕ КК ПОНИМАНИЕ Социальная перцепция (percepcio - восприятие) - восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов. ? Субъект-субъектный характер отношений Эмоциональная сторона Восприятие и оценка друг друга
МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ Эмпатия Постижение эмоционального состояния другого человека.
МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ Аттракция Формирование по отношению к другому устойчивого положительного чувства.
МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ Каузальная атрибуция Человек приписывает другому определенные причины поведения.
МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ Идентификация Человек ставит себя на место другого на основе собственных представлений о нем.
МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ Социальная рефлексия Я в действительности Я для самого себя Я для партнера
СТЕРЕОТИПЫ ВОСПРИЯТИЯ устойчивый (иногда упрощенный) образ явления или человека, складывающийся в условиях дефицита информации. Ф. Бэкон ( )
«Идолы рода» - влияние общественного мнения «Идолы пещеры» - стереотипы из других сфер: эффект ореола эффект проекции эффект порядка эффект ложного обобщения «Идолы площади» - давление авторитетов, употребление слов в разных значениях «Идолы театра» - давление философских догм
Процесс общения Стереотипы устойчивые образы внешность человека профессиональные этнические Идолы рынка Возникли под влиянием авторитетов Идолы рода Возникли под влиянием общественного мнения Идолы пещеры Стереотипы, сформировавшиеся в общении
Практикум, с. 133, вопросы к тексту, письменно; Практикум, с. 135, зад.9.1, 9.2. письменно; ИЛИ Эссе с. 135 (8.1 или 8.2). Домашнее задание