Типология личности Применение типологии к субъектам образовательного процесса Переслегина Елена, психолог,
Что такое типология в буквальном смысле? Идея классификации, выделение признаков, соотнесение объектов исследования с признаками, разделение на группы, именование групп Примеры идей: люди делятся на группы по возрасту, особенностям темперамента; процессы в социосистеме делятся на группы по типу работы с информацией и т.д.
Существуют две рамочные позиции: все люди – ЛЮДИ, то есть все они одинаковы в своем выделенном человеческом, а различия - не существенны все люди разные, и нужен индивидуальный, личностный, персональный подход
Обе позиции являются крайними, предельными, и стоящим на этих пределах всякая типология претит Частые высказывания: Что вы навешиваете ярлыки? Главное, что он - человек хороший! Нужны индивидуальные траектории, комфортные с сопровождением! и др. Типологии существуют, живут, собирают сторонников между предельными точками зрения.
1. Классификация и типология – это не наука, это – инструмент упорядоченности Вашей картины мира Нечего с типологией носиться и объяснять с ее помощью все, что попало! 2. (Следует из 1): инструмент подбирают под себя, а не под моду.
3. Типология, как любопытная теория – вред и отвлечение от важного; типология, которая дала новое различение и понимание тому, кто пользуется – хорошая «вещь»! 4. Применение типологии можно положить в схему, потом, если типология вдруг рассосется, перестанет эффективно работать, полезная схема останется
Что следует помнить, применяя типологию ? Типология мне нравится, я легко отнесу себя к какому- то типу Я использую типологию по месту и вовремя Те, к кому я применила типологию, довольны, и понимание улучшилось Типологическая идея связана с моей деятельностью, и мне полезна Типология имеет смысл
Данная схема – это стандартная развертка группы симметрии D2 ( по Парибку А.В. – аналог схемы корректного упрека) Вертикальная ось – ось смыслов, вне времени Горизонтальная ось – ось прогресса или ось человеческих действий, в линейном времени В центре – позиция внимательного человека, который усматривает схему и владеет ей, как инструментом, выбирая типологию из имеющихся или создает свою. Типологии «плавают» в информационном пространстве, их можно ловить или составлять самим
Для образовательного процесса, который связан с трансляцией, хорошим инструментом может быть типология информационного метаболизма или соционика Те, кого коробит инструментарий соционики, могут обратиться к типологии каналов восприятия, она менее информационно насыщенна, но может стать инструментом для тех, кто не разбирается в том, что люди видят, слышат и ощущают по-разному. Обе типологии работают с тем, что максимально важно и учителю, и родителю, и ученику. Они отвечают нам на вопросы: как и что мы видим, слышим, понимаем из того, что нам говорят, показывают, объясняют, дают прочитать?
Начнем с простого! В классе, группе всегда большое количество визуалов, они обычно бледны, часто дышат, имеют напряжение в плечах и шее, быстро и торопливо говорят Они видят, а не слышат!!! Это надо понять! Они видят не то, о чем вы только что сказали, а то, что хотят. Они не управляют телом, тело рвется навстречу речи. Они вскакивают и стремятся продемонстрировать свои видения. Визуалов большинство в социуме, и успех фотосессий и прочих упражнений про внешность – это следствие.
Несколько меньше аудиалов. Они не много говорят, но визуалы от них замолкают. Они не так бледны, не возбуждены, не напряжены всем телом, у них неожиданно для их внешности четкая резонирующая речь Понятно, что Учителю-визуалу надо работать в аудиальной парадигме. Иначе он и визуалы-ученики слушать друг друга не будут вообще, хотя разойдутся довольными друг другом.
Еще меньше кинестетических школьников. Это – всем довольные дети, часто раздражающие многих визуалов-учителей и родителей: у них все в порядке с телом, а не со знаниями, у них яркий цвет кожи, низкий грудной голос, говорят они медленно, как бы припоминая
Есть две стратегии: подстройка и провоцирование Подстройка понятна. Учитель или родитель подстраивает свою речь и объяснение под систему ребенка, подростка. Так достигается понимание. Для визуала хорошо обратить внимание на то, что в картинке нет его самого и нет еще многих важных деталей. У него останется преобразованная картина. Для аудиала хорошо порассуждать о процессах, отметить характеристики, какие он не заметил, меняя высоту голоса, зафиксировать что-то важное. Для кинестетика – легко привлечь его внимание, дотронуться до него, поговорить об ощущениях и их различиях, составить для него мнемоническое правило запоминания через ощущения.
Провокация: Визуала и кинестетика встряхнет импровизация голоса Аудиала отвлечет от мобильника резкий свет или появление картинки Визуал перестроится от легкой гимнастики и даже от просьбы пересесть, пройтись Кинестетик вздрогнет от смены книги на парте или демотиватора на экране Включение внимания в начальных классах плохо обходится без такой типологии. Педагоги начальной школы говорят, показывают и привлекают внимание детей приветственными жестами.
Особенно важно обращать внимание на тех детей, которые вещают как бы не от Я, и некстати говорят: считается, кажется. Вместо - я думаю, я знаю. Это плохо коммуницирующий тип, который общается сам с собою, а слова произносит, чтобы сам себя слушать Многие видят таких детей умными и способными. Это неправда: мышление разлито между людьми и без активной коммуникации не живет Аудиодигитальный тип: «тихо сам с собою я веду беседу» – бич нашего информационного мира. Определить такого легче легкого. На ваши усилия по подстройке он не реагирует вообще
Здесь нужна отдельная работа по включению тех репрезентативных систем восприятия, которые у школьника почему-то не работают, может быть из страха Можно последовательно попробовать поговорить с ними образно об образах, спокойно о процессах, о том, как звучит его голос, или об ощущениях мира и тела Та система, которая первая отзовется, и есть заглушенная с детства Ребенок спрятался за слова и старается не видеть, не слышать и не чувствовать. Это большая проблема и для учителя и для родителя
Типология информационного метаболизма или типология Аушры Аугустинавичуте (соционика) работает со всей информационной системой, является менее очевидной и требует от того, кто хочет взять этот инструмент определенных усилий Для начала рассмотрим ее большие блоки
Мы будем делить людей на скорее логичных, чем чувствующих и наоборот, и скорее ощущающих, чем изобретающих и наоборот, при этом мы получим четыре клуба клуб наука, где собрались логичные и изобретающие клуб искусство, где собрались чувствующие и изобретающие клуб деятельность, где собрались логичные и ощущающие клуб управление, где собрались чувствующие и ощущающие
Если применять соционику, как простую типологию соотнесения с клубами, то она ничего, кроме разминки для ума, не дает. Вычислили вы: примерно полкласса – управленцы, ну и что? Соционика кроется в деталях построения языка Тип строится, как единство восьми функций, восьми окон, через которые человек видит мир Код типа записывается, как две сильные и две слабые функции в строчку, и предполагается, что заинтересованные могут запомнить 16 типов
Бальзак Джек (Лондон) ЕсенинГамлет ГабенШтирлиц Дюма Гюго
Гексли Дон-Кихот Жуков Наполеон Робеспьер Максим Достоевский Драйзер
Тип строится через сильные и слабые функции, которые связаны между собой и открыты для взаимопомощи со стороны других людей Блеск модели в том, что возможна абсолютная взаимопомощь – гармоничная дополнительность людей в восприятии информации, в деятельности и в жизни Учитель и родитель может учесть, какие функции являются сильными и на них ориентироваться, можно помочь по слабым и не ждать по ним успехов, можно активировать развитие по зоне сомнения и вопрошания
Следующий вебинар будет посвящен подробному рассмотрению модели ТИМа – типа информационного метаболизма и теме интертипные отношения На сайте вы сможете познакомиться с базовым конспектом по соционике, если эта типология годится вам в качестве инструмента в образовательном процессе Спасибо! Вопросы?