Психологические особенности обучения мальчиков и девочек в школе
Актуальность проблемы: Сегодня школьное образование не ориентировано на учёт половых различий между мальчиками и девочками, что выражается в совместном обучении и содержательном единообразии учебного материала, не учитывающего индивидуальные, возрастные и половые особенности познавательных процессов. Наиболее важным является начальный этап обучения. От того, насколько требования школы будут адекватны возможностям мальчиков и девочек, во многом зависят не только школьные успехи, но и становление личности в целом. Однако современная система образования ориентирована на среднестатистического ученика и она полностью игнорирует психологические особенности мальчиков и девочек.
При одной и той же школьной методике обучения, при одном и том же учителе мальчики и девочки приходят к одним и тем же знаниям и умениям разными путями, используя разные стратегии мышления. Это связано с половыми различиями и с особенностями работы полушарий мозга.
Особенности работы мозга МальчикиДевочки 1.Передние ассоциативные отделы мозга – перцепция, высокая поисковая активность, гениальность. 2.Полушария имеют специализацию: правое используется для ориентации в пространстве, левое – для речевой деятельности. 3.Быстрее утомляются левополушарные процессы. 1. Задние отделы мозга – академическое мышление, при обучении опираются на механическую память. 2. Полушария имеют менее выраженную специализацию, что позволяет им работать совместно и дублировать друг друга. 3. Быстрее утомляются правополушарные процессы.
МальчикиДевочки 4.Мышление творческое, более активная самореализации в социуме. Межполушарных связей в 6 раз меньше: - на занятии не могут заниматься несколькими делами одновременно, - больше отклонений в умственном развитии, - менее эмоциональны, - быстрее переключаются с переживаний на продуктивную деятельность, - болезненнее реагируют на активизацию различных видов мышления на занятии. 4. Мышление более конкретно и прагматично.
МальчикиДевочки 5.Лучше развиты пространственные и математические способности. 6.Ориентированы на деятельность, получение информации, соперничество. 7. Позднее созревают, более агрессивны. 8.Методы обучения: проведение научно- исследовательской работы, подготовка проектов, «переоткрытие» открытий и законов, экскурсии, экспедиции, лабораторные работы, поиск информации и т.д. 5.Лучше развиты вербальные способности, выше скорость речи. 6.Ориентированы на коммуникации, сопереживание, взаимопомощь. 7.Раньше достигают зрелости, более тревожны и менее независимы. 8.Методы обучения: академическое обучение: уроки, лекции, запоминание информации и т.д.
В целом, мозг мальчиков и девочек развивается разными темпами: у мальчиков правое полушарие формируется быстрее, у девочек – левое.
Особенности восприятия МальчикиДевочки 1.Острота слуха до 8 лет выше 2.Игры чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, используют всё предоставленное пространство. Если пространства мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, залезают на шкаф. 1.Более чувствительны к шуму 2.Игры чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой вещи и играют в ограниченном пространстве.
Математические способности различия проявляются в лет МальчикиДевочки 1.Легче справляются с геометрией (лучше развито пространственное мышление, способность к мысленным манипуляциям с геометрическими формами) 2.Лучше решают задачи, требующие максимум новаторства и минимум совершенства решения 1.Легче справляются с алгеброй (счёт, манипуляции с цифрами и формулами) 2.Лучше выполняют задачи стандартные и типовые, требующие минимум новаторства и максимум совершенства решения.
Особенности речи Девочки не отличаются от мальчиков по скорости овладения речью, но после двух лет они более охотно разговаривают с другими детьми, их речь более правильная и сложная. Ещё до начала обучения в школе эти различия пропадают и появляются вновь лишь после 11 лет, оставаясь постоянными на протяжении всей жизни.
Навыки чтения У девочек лучше результаты по навыкам чтения. Но различия в скорости чтения мальчиков и девочек неодинаковы для различных текстов: мальчики читают быстрее тексты о спорте, а девочки – о моде.
Успешность обучения МальчикиДевочки 1.Различаются отметки по разным предметам. 2.Более тревожны на уроках, больше выражено отрицательное отношение к школе. 3.Долго врабатываются в урок, ключевой для урока материал и пик работоспособности мальчиков не совпадают. 4.Способны воспринимать воспитательные беседы 5-7 минут. 1.Оценки за год по разным предметам отличаются незначительно, обычно не более, чем на 1 балл. 2.Менее тревожны на уроках, больше выражено положительное отношение к школе. 3.Обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. 4.Способны воспринимать воспитательные беседы – 40 минут.
Школьная дезадаптация В. Е. Каган приводит данные о том, что соотношение мальчиков и девочек, подверженных школьной дезадаптации, колеблется в пределах 6:1. Такая разница связана в первую очередь с полоролевыми особенностями развития и воспитания: воспитательное давление на девочек меньше, женский педагогический состав школы создаёт для девочек лучшие, чем для мальчиков, условия.
Вывод Таким образом, различия в познавательной сфере мальчиков и девочек диктуют необходимость разработки образовательных технологий, учитывающих половые особенности учащихся. Традиционное образование больше подходит для девочек, поэтому успешность обучения девочек выше. Мальчики должны обучаться в системе экспериментальных исследований и научного поиска.