Диагностика и развитие базовых способностей учащихся средней школы О.И.Глазунова, зам. директора НИИ ИСРОО, канд. психол. наук
Базовые способности учащихся, рассматриваемы в мыследеятельностном подходе Мышление (понятийное мышление и моделирование) Понимание и коммуникация Рефлексия Действие Воображение
Набор культурных способов способности понимания, отрабатываемых в деятельности ГЭП «Создание технологий развития и диагностики базовых способностей учащихся средней школы на основе мыследеятельностного подхода» Порождение смысловой версии текста Понимание логической основы текста Понимание символической основы текста Понимание авторской позиции Углубление версии понимания за счёт коммуникации со сверстниками Умение построить выход из ситуации непонимания
Функциональные элементы понятийного мышления (владения понятием) Идея (идеализация), лежащая в основе понятия Обобщённый способ, лежащий в основе понятия Различения, заложенные в понятие Мыслительные операции, лежащие в основе понятия Рефлексия осуществляемого способа мышления
Универсализм образовательных результатов обучения Основа универсализма образовательных результатов Универсализм осваиваиваемых характеристик учебной деятельности В.В.Давыдов Универсализм общего способа выполнения учебной задачи В.В.Давыдов Универсализм культурных техник мышления и деятельности Ю.В.Громыко Универсализм базовых способностей, развивающихся в процессе обучения
Формы работы по развитию и диагностике базовых способностей учащихся на базе НИИ ИСРОО и ГЭП Разработка диагностических заданий Разработка принципов, курсов и сценариев занятий, направленных на развитие базовых способностей учащихся Повышение квалификации учителей и психологов по вопросам мыследеятельностных технологий работы с базовыми способностями учащихся Проведение ежегодного мониторинга уровня развития базовых способностей учащихся средней школы Планирование, реализация и консультирование работы с базовыми способностями учащихся в рамках программ экспериментальной работы и программ развития отдельных школ
Некоторые результаты мониторинга уровня развития способнстей учащихся уч.г.
Предлагаемые задачи экспериментальной работы для школ ГЭП «Разработка модели оценки качества образования» по направлению «Оценка уровня развития базовых способностей учащихся» на уч.г. 1. Обучение учителей и психологов школ ГЭП педагогическим технологиям развития и диагностики базовых способностей учащихся на базе НИИ ИСРОО. 2. Участие в мониторинге уровня развития базовых способностей учащихся Московских школ. 3. Отработка связи показателей уровня развития базовых способностей учащихся с управленческими решениями, принимаемыми на их основе на уровне школы. 4. Проведение сопоставительного анализа данных уровня развития базовых способностей учащихся с другими показателями качества образования, полученными в школе.