Семинар по теме: «Формирование УУД в основной школе». Методист МКОУ «МИМЦ» Панюкова О.Н
Стандарты второго поколения определяют: Основные направления деятельности по развитию УУД в основной школе, описание технологии включения развивающих задач как в урочную, так и в неурочную деятельность обучающихся; Условия развития УУД; Преемственность программы развития УУД при переходе от начального к основному общему образованию.
Цель – обеспечение умения школьников учиться, дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию, а также реализация системно - деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и развивающего потенциала общего среднего образования. Развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется с учетом возрастных особенностей развития личностной и познавательной сфер подростка. Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности обучающихся к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание уделяется становлению коммуникативных УУД.
Начальные классыОсновная школа Формирование личностных действий ученика -Смыслообразование и самоопроделение, - нравственно-этическая ориентация Функционирование и развитие коммуникативных познавательных и регулятивных УУД Задача «Учить ученика учиться» Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует достижения и результаты подростка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я-коцепции. Задача «учить ученика учиться в общении»
Технологии развития УУД: В основе лежит системно - деятельностный подход Использование возможностей современной информационной образовательной среды.
Современная информационно образовательная среда предоставляет возможности развития УУД как: Средство обучения, повышающего эффективность и качество подготовки школьников, организующего оперативную консультационную помощь в целях формирования культуры учебной деятельности в ОУ; Инструмента познания за счет, формирования навыков исследовательской деятельности путём моделирования работы научных лабораторий, организации совместных учебных и исследовательских работ учеников и учителей, возможностей оперативной и самостоятельной деятельности;
Современная информационно образовательная среда предоставляет возможности развития УУД как: Средства телекоммуникации, формирующего умения и навыки получения необходимой информации из разнообразных источников; Средства развития личности за счет формирования навыков культуры общения; Эффективного инструмента контроля и коррекции результатов учебной деятельности.
Технологии методы и приёмы развития УУД Учебные ситуации: ситуация - проблема, ситуация – иллюстрация, ситуация – оценка, ситуация – тренинг.
Типы задач для развития УУД УУДЗадачи личностные-на личностное самоопределение -на развитие Я-концепции - на смыслообразование - на мотивацию - на нравственно-этическое оценивание коммуникативные-на учёт позиции партнёра -на организацию и осуществление сотрудничества -на передачу информации и отображение предметного содержания - тренинг коммуникативных навыков - ролевые игры - групповые игры познавательные-Задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач - задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание - задачи и проекты на проведение эмпирического исследования -Задачи и проекты на проведение теоретического исследования -Задачи на смысловое чтение регулятивные-на планирование -на рефлексию -на ориентировку в ситуации - на прогнозирование - на целеполагание -на оценивание - на принятие решения -на самоконтроль -на коррекцию - индивидуальные и групповые задачи наделяющие обучающихся функциями организации их выполнения.
Пути повышения мотивации и эффективности учебной деятельности Включение обучающихся в учебно- исследовательскую и проектную деятельность, имеющую свои особенности.
Спасибо за внимание.