Особенности коммуникации одаренного ребенка с коллективом сверстником: баланс личного и коллективного Сыпало Татьяна Анатольевна Педагог-психолог МОУ СОШ 35 г.Комсомольска-на-Амуре
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок Одаренный ребенок это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой).
Для развития и становления одаренного ребенка особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Взаимоотношения одаренного ребенка со сверстниками и взрослыми Эти взаимоотношения, с одной стороны, сами являясь следствием необычности самого ребенка, с другой стороны, в значительной мере складывают «историю» его жизни и тем самым формируют его личность.
Одаренные дети с гармоничным типом развития органично сочетается высокий уровень интеллектуального и личностного развития обычно не имеют проблем в общении со сверстниками с дисгармоничным типом развития выраженная неравномерность в развитии: опережение наряду в замедленном развитием редко становятся лидерами в своей дворовой или школьной группе, даже в силу странностей своего поведения становятся изгоями
Одна из основных характеристик одаренных детей и подростков (с гармоническим типом развития) Одна из основных характеристик одаренных детей и подростков (с гармоническим типом развития) независимость (автономность): отсутствие склонности действовать, думать и поступать сообразно мнению большинства. Они ориентируются не на общее мнение, а на лично добытое знание. иногда выражены амбиции и критичность эти личностные характеристики помогают и мешают им в деятельности, делает их неудобными для окружающих. Одаренные дети ведут себя менее предсказуемо, чем этого хотелось бы окружающим, что приводит иногда к конфликтам.
В коллективе одаренный ребенок с гармоничным типом развития пользуются высокой популярностью в коллективе сверстников, особенно в тех школах и детских садах, где обучение является ценностью, такие дети становятся лидерами, «звездами» группы, класса. могут быть объектом конфликта: так как ученик может оспаривать чужие точки зрения (в том числе и весьма авторитетные), отстаивать свое мнение, обосновывать собственную точку зрения и т.п.
Особенности личности детей с проявлениями яркой одаренности определяют систему взаимоотношений одаренного ребенка в коллективе особая система ценностей, т.е. система личностных приоритетов у подавляющего большинства одаренных детей существует пристрастное, личностное отношение к деятельности, составляющей сферу их интересов. чрезвычайно высокая самооценка у этих детей и подростков нестабильность самооценки: от «я все могу» до «я ничего не могу» перфекционизм (стремление добиться совершенства): конфликт между реальными возможностями и желаемым результатом повышенная впечатлительность, эмоциональная чувствительность (могут заниматься самобичиванием, что ведет к депресивным состояниям) склонность к бурным аффектам, истериям
В коллективе одаренный ребенок с дисгармоничным типом развития отличаются отсутствием достаточно сформированных и эффективных навыков социального поведения проблемами в общении. излишняя конфликтность. необычное поведение и странности, что вызывает у одноклассников недоумение или насмешку. неконформность Т.е. находится в некоторой дезадаптации
Рекомендации по работе с одаренными детьми Формирование коллектива Организация благоприятного социально- психологического климата Повышение роли социальной и познавательной активности Работа по развитию навыков взаимодействия с людьми
Формы работы психолога, направленные на создание комфортной психологической среды в образовательном учреждении и классном коллективе Большие психологические игры Психологические акции Коммуникативные тренинги Тематические классные часы Коллективные творческие дела Конкурсы, викторины Выпуск тематических стенгазет, информационных листов Психологические пятиминутки Психологические олимпиады Тематические исследования Специальные психологические семинары для педагогического коллектива
Важность следующих функций педагога - психолога : - функции эмоциональной поддержки; - исследовательскую функции; - фасилитаторскую функции; - экспертной, консультативной функции
Важные способности и умения, подлежащие развитию у одаренных детей 1. Познавательные способности и навыки - Владение большим объемом информации. - Богатый словарный запас. - Перенос усвоенного на новый материал. - Установление причинно- следственных связей. - Обнаружение скрытых зависимостей и связей. - Умение делать выводы. - Умение интегрировать и синтезировать информацию. - Участие в решении сложных проблем. - Организация информации. - Умение улавливать сложные идеи. - Умение замечать тонкие различия. - Чувствительность к противоречиям. - Использование альтернативных путей поиска информации. - Анализ ситуаций. - Умение оценивать как сам процесс, так и результат. - Умение предвидеть последствия. - Умение рассуждать. - Построение гипотез. - Применение идей на практике. - Способность к преобразованиям. - Критичность в мышлении. - Высокая любознательность.
Важные способности и умения, подлежащие развитию у одаренных детей 2. Творческие способности - Способность рисковать. - Дивергентное мышление. - Гибкость в мышлении и действиях. - Быстрота мышления. - Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что - то новое. - Богатое воображение. - Восприятие неоднозначных вещей. - Высокие эстетические ценности. - Развитая интуиция.
Важные способности и умения, подлежащие развитию у одаренных детей 3. Особенности эмоциональной сферы - Реалистическая Я - концепция. - Уважение к другим. - Эмпатическое отношение к людям. - Терпимость к особенностям других людей. - Склонность к самоанализу. - Терпимое отношение к критике. - Готовность делиться вещами и идеями. - Настойчивость в выполнении задания. - Независимость в мышлении и поведении. - Отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения. - Соревновательность. - Чувство юмора. - Чуткость к анализу нравственных проблем. - Уверенность в своих силах и способностях. - Внутренняя мотивация.
Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с высоко одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Учителю - предметнику в работе необходимо : 1. Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности ( гуманитарные, математические, естественно - научные, музыкальные и т. д.), психические особенности ребенка. 2. Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам. 3. Выбрать форму отчета ребенка по предмету ( тесты, вопросы и т. д.) за определенные промежутки времени.
Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми 4. Ребенку предоставить : 1. название темы. 2. план изучения темы 3. основные вопросы 4. понятия и термины, которые он должен усвоить 5. практические работы 6. список необходимой литературы 7. формы контроля 8. задания для самопроверки
Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми 5. Для анализа результатов работы оформить таблицу : 1. предмет 2. дата и время консультаций 3. главные рассматриваемые вопросы 4. время работы с темой по программе 5. фактическое затраченное время 6. дополнительные вопросы, не предусмотренные программой 7. невыясненные вопросы 8. причины отклонений от сроков. 6. Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы.
Одаренный ребенок нуждается в обучении коммуникации с другими людьми нуждается во взрослых-наставниках не меньше других детей, однако он предъявляет особые требования как к уровню знаний такого наставника, так и к способу взаимодействия с ним. Важно сформулировать доверие к наставнику, создать атмосферу сотворчества и пошаговых «открытий» восприятия другого человека. помочь школьнику стать максимально пластичным и творческим. Центральная задача педагога-психолога –