В ЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ У СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ. Выполнил: Качанов А.Ф. Студент 5 курса ЮФУ, психологического факультета, кафедры Общей психологии. Научный руководитель: Мирошниченко С.С. Кандидат психологических наук.
Объектом исследования являются студенты ЮФУ, факультета психологии, с третьего по пятый курсы обучения. Предметом исследования являются личностные и профессиональные качества студентов-психологов, такие как: -Эмпатийность -Агрессивность -Конфликтность -Коммуникабельность -Степень самоконтроля -Помехи в эмоциональном контакте
Цель исследования- выявить детерминирующие личностные характеристики, влияющие на успешность коммуникации у студентов-психологов. Задачи исследования: Рассмотреть и проанализировать основные подходы к проблеме эффективной коммуникации у студентов. Проанализировать важнейшие коммуникативные особенности, характерные для студентов в возрасте лет. Выявить личностные и коммуникативные аспекты качеств личности, описанные в различных психологических концепциях. Сформировать методические и диагностические пакеты для исследования особенностей коммуникативной сферы у студентов-психологов. Охарактеризовать типологические особенности (картины) различных нарушений в эффективной коммуникации и, в соответствии с полученными результатами, разработать рекомендации и адресные тренинговые программы. Апробировать корекционно-развивающую программу, имеющей адресную направленность. Провести повторную диагностику.
Гипотеза исследования состоит в том, что: в студенческой среде прорисовывается фундамент коммуникативной компетентности, начинают вырабатываться более осознанные и эффективные коммуникативные модели, формируются личностные качества, необходимые эффективному коммуникатору. Неэффективные модели коммуникации способствуют развитию неуверенности, помехам в эмоциональном контакте, что оказывается существенным для профессионального самоопределения и развития.
Исследовательская база: Исследование проводилось в ЮФУ, на факультете психологии, среди студентов с третьего по пятый курсы обучения, в количестве шестидесяти человек.
Исследование проходило по следующим этапам: Предварительный этап – анализ основных подходов к проблеме эффективной коммуникации, исследований личностных особенностей, влияющих на успешность коммуникативного процесса. Выделение проблематики и определение логики эмпирической части исследования. Диагностический этап– организация диагностики, проведение тестирования, обработка полученных результатов, выявление типологических картин психологов-студентов. Обобщающий этап– разработка программы «Тренинга эффективной коммуникации» для студентов – психологов.
Методический пакет: 1. Методика выявления коммуникаторских и организаторских склонностей. 2. Опросник «КСК» (Компетентность социально- коммуникативная). 3.Методика диагностики коммуникативных установок В.В. Бойко. 4. Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов В.В. Бойко. 5. Методика диагностики оценки самоконтроля в общении М. Снайдера. 6. Тест уровень вашей коммуникабельности В.Ф. Ряховского. 7. Методика Е.П. Ильина и П.А. Ковалева «Личностная агрессивность и конфликтность». 8. Методика «Диагностика уровня эмпатии» И.М.Юсуповой.
Т ЕСТ УРОВЕНЬ ВАШЕЙ КОММУНИКАБЕЛЬНОСТИ В.Ф Р ЯХОВСКОГО.
М ЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ОЦЕНКИ САМОКОНТРОЛЯ В ОБЩЕНИИ М. С НАЙДЕРА.
М ЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ « ПОМЕХ » В УСТАНОВЛЕНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КОНТАКТОВ В.В. Б ОЙКО.
М ЕТОДИКА «Д ИАГНОСТИКА УРОВНЯ ЭМПАТИИ » И.М.Ю СУПОВОЙ.
М ЕТОДИКА Е.П. И ЛЬИНА И П.А. К ОВАЛЕВА «Л ИЧНОСТНАЯ АГРЕССИВНОСТЬ И КОНФЛИКТНОСТЬ ». П ОЛОЖИТЕЛЬНАЯ АГРЕССИВНОСТЬ.
М ЕТОДИКА Е.П. И ЛЬИНА И П.А. К ОВАЛЕВА «Л ИЧНОСТНАЯ АГРЕССИВНОСТЬ И КОНФЛИКТНОСТЬ ». Н ЕГАТИВНАЯ АГРЕССИВНОСТЬ.
М ЕТОДИКА Е.П. И ЛЬИНА И П.А. К ОВАЛЕВА «Л ИЧНОСТНАЯ АГРЕССИВНОСТЬ И КОНФЛИКТНОСТЬ ». К ОНФЛИКТНОСТЬ.
Спасибо за внимание.