Indiana University – Bloomington Реклама как форма социальной коммуникации: факторы, влияющие на ее эффективность В рамках цикла лекций «О России по-русски» Russian East European Institute 2013
Туяна Дашицыренова ДА-ШИ-ЦЫ-РЕ-НО-ВА кандидат социологических наук Сфера профессиональных интересов: Социология массовой коммуникации, Реклама и PR Facebook: Tuyana Dashitsyrenova
Что такое коммуникация? Большинство существующих определений имеют общие черты: наличие двух субъектов – участников коммуникации, в качестве которых может выступать не только индивид, но и группа людей или общество в целом. наличие передаваемого объекта, который может иметь как материальную, так и нематериальную форму. наличие целесообразности, или функциональности.
Основные виды коммуникации: Межличностная – непосредственный, «лицом к лицу» контакт людей; Групповая - люди вступают в общение в малых группах (количество их членов может быть от 3 до человек). Массовая - процесс распространения информации и влияния в обществе посредством специальных средств: печати, телевидения, радио, кино и т.д., в результате чего сообщение поступает сразу к большим группам людей.
Реклама – вид массовой коммуникации 1) массовость, т. е. направленность информации широкому кругу лиц; 2) способность к увещеванию и побуждению за счет специальной формы подачи и многократного повторения информации; 3) экспрессивность (для рекламы, например, по сравнению с межличностной коммуникацией характерна эффективная форма подачи информации при использовании небольшого количества рациональных аргументов); 4) обезличенность (передача информации опосредованно). В силу этого фактора ошибки декодирования имеют большие последствия, а немедленная обратная связь невозможна; 5) общественный характер подразумевает тот факт, что рекламируемые товары и услуги являются законными и общепринятыми.
Основные черты рекламы: Форма массовой коммуникации Наличие определенной цели Платная основа Идентификация спонсора Опосредованный характер (через различные СМИ) Не персонализированный характер
Рекла- мода- етль/пр оизвод итель Средства массовой информации Массовая аудитория Лидеры мнения Остальная часть аудитории Рекламное сообщение Обратная связь
Факторы, влияющие на эффективность рекламной коммуникации: Соответствие рекламного сообщения аудитории Лингвистические и экстралингвистические факторы Эффектность рекламного сообщения Правильный выбор каналов распространения Контроль за наличием/отсутствием/качеством обратной связи
Реклама в России (90-е годы) Рекламные ролики начала 90-х годов Рекламный ролик Банк Империал (Чингисхан) Рекламный ролик Банк Империал (Иван Грозный) Рекламный ролик Т.Бекмамбетова (Инки)
Примеры рекламы Мульт. реклама «Чингисхан» Ресторан «Чингисхан» Реклама театра кукол «Ульгэр» «Николаевский» Реклама компании «Смит» - производитель оконных профилей
Благодарю за внимание! Удачного дня!