КОММУНИКАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И КОММУНИКАТИВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ А.А.Чувакин, д.ф.н., проф. АлтГУ. 25-26.04.2012.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Коммуникация как объект профессиональной деятельности филолога и составляющая подготовки бакалавра и магистра филологии А.А. Чувакин, д.ф.н., проф., зав.
Advertisements

Примерная основная образовательная программа «Прикладная филология» Пленум Совета по филологии 7-8 октября 2009 г., Великий Новгород Алексей Андреевич.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
Иностранный язык и развитие языковой личности в современном мире Направление подготовки «Лингвистика» Квалификация (степень) «Магистр»
Степень (квалификация) выпускника МАГИСТР ФИЛОЛОГИИ МАГИСТР ФИЛОЛОГИИ 2 года Срок освоения специализированной образовательной программы 2 года Германская.
Динамика развития коммуникативной компетентности студентов- филологов в классическом университете Работа магистрантки специальности «Общая педагогика,
Направление Инноватика профиль Системный анализ и управление экологической безопасностью направление Инноватика профиль Системный анализ.
Родионова С.Е., к.ф.н., доц., Башкирский государственный университет Компетентностная модель бакалавра филологии и ее реализация вузами РФ.
Особенности деятельности педагога в условиях реализации ФГОС НОО.
Система образования в России: структура и управление 1. Основные нормативные документы в области образования. 2. Структура и особенности современной системы.
Представляет…. Подготовка: специальность «Экономическая безопасность» степень: специалист Специализация «Экономико-правовое обеспечение экономической.
Московский городской педагогический университет СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ Кафедра «Социальная работа» Магистерская программа «Социальная работа в разных сферах.
ФГБОУ ВПО «ЧелГУ» Направление Государственное и муниципальное управление Магистерская программа «Управление развитием муниципального образования»
Обучение иностранному языку в языковом вузе (на языковом факультете вуза)
Конституционное право Российской Федерации Ведущая отрасль российского права. Устанавливает основополагающие принципы устройства общества и государства.
Методическое сопровождение обновления содержания образования по русскому языку и литературе рекомендации для системы ММС.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫМ ЗНАНИЯМ В ФИЛОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ (основная образовательная программа подготовки магистров)
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.
Транксрипт:

КОММУНИКАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И КОММУНИКАТИВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ А.А.Чувакин, д.ф.н., проф. АлтГУ

Проблема 1-2 сложности и противоречия социально- коммуникативного (в том числе речекоммуникативного) развития современной России мировой опыт: успешное социальное и экономическое развитие страны невозможно без коммуникативной образованности населения

Проблема – 2/1 «В американских университетах коммуникативная подготовка осуществляется либо как отдельная программа-специализация по коммуникации (communication major), либо в виде основных, или базовых, курсов по коммуникации, обязательных для специалистов различных направлений. Логика такого обязательного преподавания коммуникативных курсов проста: в современном деловом профессиональном мире коммуникативные умения считаются ключевыми. Практически каждый учебник по коммуникации приводит ссылки на то, что среди всех профессиональных качеств коммуникативные умения слушать, говорить, убеждать, работать с разного рода информацией, проводить переговоры, координировать свои действия с действиями партнеров, работать в команде и т.д. наиболее высоко ценимы» [Матьяш, 2008]. В США в степень бакалавра коммуникации имели более 59 тыс. выпускников, сегодня - свыше 77 тыс.; степень магистра - 5, 6 тыс., сегодня - около 8 тыс. [Матьяш, 2011].

Проблема – 3 Внедрение коммуникативной составляющей в общее и профессиональное образование в России: -специальности (направления) ВПО коммуникативного спектра («Реклама и связи с общественностью»; «Государственное и муниципальное управление» и др.); -коммуникативная составляющая в ФГОС по направлению «Филология» (модуль «Прикладная филология»; магистерские программы коммуникативной направленности: «Теория и практика речевой коммуникации», «Язык СМИ» и др.); -коммуникативно-риторические дисциплины для филологов («Введение в теорию коммуникации») и нефилологов («Речевая коммуникация», «Русский язык и культура речи» и др.)

Проблема – 4 признание значимости конструктивного взаимодействия на общероссийском, на государственном уровне: «Настоящая Стратегия… является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства» («С Т Р А Т Е Г И Я национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. 537).от 12 мая 2009 г. 537

Вывод – 1 Анализ ситуации позволил найти зону схождения коммуникации в варианте конструктивного взаимодействия субъектов (на уровне человек – общество – государство, внутри уровней и между уровнями); коммуникативного образования как складывающейся системы общей и профессиональной подготовки в области коммуникации; коммуникативной безопасности человека, общества, государства (выступает как цель коммуникативного образования на данном этапе развития системы образования в нашей стране.

Цель профессионального коммуникативного образования Подготовить специалиста к конструктивному коммуникативному взаимодействию с другими, с миром, с собой, обучить его в коммуникативном отношении, т.е. создать условия для приобретения им в процессе обучения коммуникативных компетенций – как практического, так теоретического и плана. Это означает, что задача состоит и в том, чтобы выпускник был готов к анализу и экспертированию коммуникативных процессов в социуме и коммуникативной деятельности субъектов, к предупреждению угроз и ликвидации опасностей в социально-коммуникативной и иных сферах жизни человека, общества, государства, к воздействию на субъекта коммуницирующего, на систему «человек – общество – социальные институты». Это означает, далее, необходимость подготовки специалиста и к научно-педагогической работе в области коммуникативных наук, к выполнению обязанностей в сфере управления и проектирования и др.

Коммуникативное образование и филология -1 Схождение учений о homo loquens и homo communicans на основе значимости совокупности характеристик и связей человека, общей при изучении языка и коммуникации («внутренняя среда человека», по В.А.Энгельгардту) как основа складывания коммуникативной подготовки на базе направления Филология»

Коммуникативное образование и филология – 2 Коммуникация (устная, письменная, виртуальная) - объект профессиональной деятельности филолога (по ФГОС): В понимании коммуникации как объекта профессиональной деятельности филолога выдвигаются следующие позиции: homo loquens в его субъект-субъектной сущности представляет собой носителя естественного языка и других языков коммуникации, служащих созданию текста; в системе языков коммуникации центральное место принадлежит естественному языку как когнитивному по своей природе инструменту, который обеспечивает коммуникативную деятельность человека посредством текста; текст представляет собой сообщение [Чувакин, 2009].

Вывод-2 Коммуникативное образование, если оно складывается на филологической основе, окажется способным подготовить специалиста, готового к конструктивному коммуникативному взаимодействию: порождать и понимать смыслы, пользуясь разными и различными языками коммуникации, умеющего «работать» в диалогическом режиме, способного к интерпретативной деятельности и др.

Структура коммуникативного образования – 1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл создает условия для формирования обучаемыми компетенций в области человекознания, обществознания и государствоведения (обеспечивает обучаемых знанием о субъектах коммуникации, умением действовать с ними)

Структура коммуникативного образования – 2 Естественно-научный цикл предназначен для освоения обучаемыми технических средств обеспечения коммуникативной деятельности

Структура коммуникативного образования – 3 Общепрофессиональный цикл направлен на формирование компетенций, связанных с коммуникацией как отдельной сферой деятельности и как составляющей других сфер

Структура коммуникативного образования – 4 Профессиональный цикл направлен на овладение обучаемыми филолого- коммуникативным и коммуникативно-риторическим знанием и соответствующими умениями

А.А.Чувакин КОММУНИКАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И КОММУНИКАТИВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Благодарю за внимание!