Стратегии российских школ бизнеса© С.Р. Филонович СТРАТЕГИИ РОССИЙСКИХ ШКОЛ БИЗНЕСА С.Р.Филонович, д.ф.-м.н., ординарный профессор, декан Высшей школы менеджмента Государственного университета - Высшей школы экономики
Стратегии российских школ бизнеса© С.Р. Филонович СПЕЦИФИКА БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ Образование для взрослых Образование для карьеры Образование, ориентированное на платежеспособный спрос Бизнес-образование как полигон для андрагогических экспериментов
Стратегии российских школ бизнеса© С.Р. Филонович ТИПЫ БИЗНЕС-ШКОЛ Университетские школы бизнеса Независимые школы бизнеса Корпоративные университеты
Стратегии российских школ бизнеса© С.Р. Филонович РЕЙТИНГИ БИЗНЕС-ШКОЛ BUSINESSWEEK Бакалаврские программы Программы МВА очные Программы Executive Education Программы ЕМВА FINANCIAL TIMES Программы МВА Программы ЕМВА Магистерские программы по менеджменту U.S. NEWS & WORLD REPORT Рейтинг программ Master in Business Методы рейтингования всех трех изданий серьезно различаются. Каждая школа в своей стратегии ориентируется на конкретный рейтинг.
Стратегии российских школ бизнеса© С.Р. Филонович СТРАТЕГИИ ВЕДУЩИХ БИЗНЕС-ШКОЛ МИРА Harvard Business School Глобальное присутствие Регулярное обновление программ Исследовательские центры в ключевых регионах мира Разработка кейсов (около 170 в год) Построение глобальной сети через партнерства Внимание специальным отраслям (здравоохранение, наукоемкий бизнес) IMD Глобальный характер школы Тесная связь с бизнесом Акцент на программах Executive Education Практически ориентированные исследования Активная работа с выпускниками
Стратегии российских школ бизнеса© С.Р. Филонович РОССИЙСКОЕ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ НА ГЛОБАЛЬНОМ ФОНЕ По финансовым возможностям российские бизнес школы уступают зарубежным на несколько порядков величины (исключение – «Сколково») Российские бизнес-школы не входят ни в один из международных рейтингов Бизнес-образование в России не рассматривается как инфраструктурный элемент бизнеса Специфика российского бизнес-образования: Доминанта вечернего и модульного форматов Острый дефицит квалифицированных преподавателей Фактор первого высшего образования
Стратегии российских школ бизнеса© С.Р. Филонович СТРАТЕГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ МЕНЕДЖМЕНТА СПб ГУ Интеграция всех видов образования в области менеджмента Программы на русском и английском языках Программы с двойным дипломом Акцент на исследованиях в области менеджмента Активная издательская деятельность
Стратегии российских школ бизнеса© С.Р. Филонович СТРАТЕГИЯ МОСКОВСКОЙ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ «СКОЛКОВО» Цель: создать школу-лидера в мировом бизнес-образовании Ориентация на развивающиеся рынки Обучение через проекты Ориентация на воспитание бизнес-лидеров, которые в будущем готовы стать у руля собственного бизнеса Международный характер Заявка на инновационность
Стратегии российских школ бизнеса© С.Р. Филонович СТРАТЕГИЯ ШКОЛЫ «СКОЛКОВО» «Классический» подходПодход СКОЛКОВО ВыпускникМенеджер / Консультант Бизнес-лидер / Предприниматель Подход к содержанию Управление как наука (академичность, передача научных знаний) Управление как практическое искусство (формирование навыков и компетенций) МетодыЛекции и семинары (запомнить и повторить) Проекты, игры, тренинги (освоить и закрепить) ИсследованияИсследования ради исследований Исследования ради бизнеса (в рамках разработки проектов развития
Стратегии российских школ бизнеса© С.Р. Филонович СТРАТЕГИЯ ВШМБ АНХ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ Реализация всех видов программ МВА Акцент на разнообразии курсов по выбору Обучение больших потоков слушателей Особое внимание к опыту западных школ бизнеса
Стратегии российских школ бизнеса© С.Р. Филонович СТРАТЕГИЯ ИМИСП (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) Независимая школа бизнеса Программы МВА, ЕМВА Акцент на корпоративных программах Часть программ ведется на английском языке
Стратегии российских школ бизнеса© С.Р. Филонович СТРАТЕГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ МЕНЕДЖМЕНТА ГУ-ВШЭ Ориентация на подготовку к ведению бизнеса в России Международное качество традиционных программ МВА Инновационные программы ЕМВА и DBA Модульные программы для регионов России Долгосрочные корпоративные программы Активная работа с выпускниками
Стратегии российских школ бизнеса© С.Р. Филонович ВЫВОДЫ «Догоняющие» стратегии российских школ бизнеса малоперспективны Бизнес-образование не может развиваться в отрыве от развития бизнеса Университеты должны уделять больше внимания бизнес-школам и уходить от их восприятия лишь как генераторов дополнительных доходов Стратегия бизнес-школы должна быть согласована со стратегией университета Бизнес-школа – отличный полигон для апробации образовательных инноваций Переход к обществу знания требует пересмотра цели исследовательской деятельности бизнес-школ