Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Центр медиаобразования Тема проекта: Деньги, ценa, покупка товаров. Автор: Костина Светлана Александровна Место работы: МОУ лицей 37 Тольятти, уч. г. Творческое название проекта: Копейка рубль бережёт
Вопросы Основополагающий вопрос: Как приходят вещи в дом ? Вопросы учебной темы (проблемные): Что такое деньги, цена товара, покупка? Какие виды торговых точек существуют в 7 квартале, и как выбрать место покупки ? Из чего может состоять виртуальная потребительская 100-рублёвая корзина «необходимого» и «желаемого»? Какие статьи семейного бюджета наиболее затратные? Что людям жизненно необходимо, и без чего можно обойтись? Зачем людям нужны деньги и как они появились? Как создать денежную единицу «вэшку», и какие задачи она будет решать?
Цели проекта: Познавательный аспект- знакомство с понятиями «деньги», «цена», «покупка товаров» Развивающий аспект- развитие практического опыта, необходимого для работы в небольших группах, правильного выбора при покупке товаров, правильного расхода семейный бюджет Учебный аспект - дать базовые экономические понятия по данной теме, с которыми учащиеся имеют дело в повседневной жизни, учить принимать решения, учитывая экономические аспекты и факторы исследуя и анализируя жизненную ситуацию Воспитательный аспект – воспитание бережного отношения к деньгам, к труду родителей, формирование потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в группе, умения анализировать информацию, излагать свою точку зрения, уважая мнение других Экономика Чтение Русский язык Учебные предметы: Ученики 3 класса,учитель начальных классов,родители Участники проекта:
Проблемы (темы) самостоятельного исследования 1. Знакомство с разными торговыми точками в 7-м квартале, сопоставление в них цен контрольной закупки (шоколадки) для выявления наиболее выгодных условий покупки 2. Исследование и анализ виртуальной рублёвой потребительской корзины «необходимого» и «желаемого» путём составления таблиц и сопоставления цен 3. Выдвижение и подтверждение гипотезы о наиболее затратных статьях расходов семей в классе с помощью нахождения среднего балла по данным статьям расходов. 4. Создание учениками презентации «Какие товары «надо» и «хочу»» по результатам опроса класса, используя поиск информации в интернете, создание слайдов с использованием анимации 5. Коллективно-поисковое исследование на темы: «Зачем людям нужны деньги?», «История создания денег» и в результате отбора лучшего сочинения среди учеников класса
Проблемы (темы) самостоятельного исследования 6. Информационное исследование о денежных единицах и сопоставление их стоимости в разных странах 7. Создание классной денежной единицы «вэшки» как элемент поощрения за работу в классе 8.Инструктаж родителей на собрании о критериях награждения детей 9. Анализ анкет родителей: «За что можно получить «вэшку» ученику класса?» путём составления списка часто встречающихся критериев 10. Анализ и создание эмблем команд 11. Анализ и выявление характерных черт, атрибутов персонажей в сценках 12.Инструктирование ведущего ролевой игры «Необитаемый остров» для умелого руководства классом 13.Тест-контроль своих знаний по всей теме с помощью прохождения лабиринта 14.Оценивание работы других групп с помощью данных критериев оценки
Этапы и сроки проведения проекта 1).Подготовка. Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов данной темы. Выбор темы индивидуальных исследований учащихся. (1-ый урок, 40 мин.) 2). Планирование. Формирование групп для проведения исследований(2-ой урок, 40 мин.): 1 - «Искатели», 2 - «Исследователи», 3 - «Статисты», 4 - «Артисты», 5 - «Художники» 3).Обсуждение плана работы учащихся в каждой группе. (1-я гр. 30 мин, 2-я гр. 40 мин, 3-я гр. 40 мин.,4-я гр. 30 мин., 5-я гр. 20 мин.)
Этапы и сроки проведения проекта 4). Внеклассная работа, домашняя работа.Собирают материал на экскурсии, пишут сочинение, ищут монеты в интернете и дома, обрабатывают материалы собранных данных анкет и таблиц, учат роли артистов сценок, и ведущей игры, готовят костюмы, рисуют эмблемы, названия команд, классную валюту. ( 2 недели) 5) Подготовка учащимися презентации( 4урока), слайдов с сочинениями(3урока), таблиц(1 урок), родителями фото-отчёта (2дня) 6) Анализируют информацию, формулируют выводы. Работают над формами отчёта. (Все группы- по1-у уроку) 7) Предзащита. Группы делают заключительную подготовку, формулируют выводы, исправляют ошибки.(3 урока) 8). Урок-защита полученных результатов с приглашением учителей, администрации, родителей. Награждение. (1 урок)
Формы представления результатов исследования и критерии их оценивания: Слайды с сочинениями «История создания денег», «Зачем человеку нужны деньги» («Искатели») Слайды с сочинениями «История создания денег», «Зачем человеку нужны деньги» («Искатели») Курс валют Курс валют Изображение монет России, США, Украины, Белоруссии, Канады Изображение монет России, США, Украины, Белоруссии, Канады Выставка монет разных государств Рисунок «вэшки», эмблем и названий групп («Художники») Фотоотчет об экскурсии группы «Исследователи» Таблицы итоговых расчетов группы «Статисты» Таблицы итоговых расчетов группы «Статисты» Презентация по теме: « Какие товары «надо» и «хочу» Презентация по теме: « Какие товары «надо» и «хочу»
Необходимые дидактические и организационные материалы Дидактические материалы: Конспект урока – защиты проектаКонспект урока – защиты проекта Занимательный лабиринт- (тест-контроль)Занимательный лабиринт- (тест-контроль) Условия игры «Необитаемый остров»Условия игры «Необитаемый остров» Организационные материалы: Инструкция «Экскурсия».Инструкция «Экскурсия». Анкета родителей «Критерии награждения «вэшкой» »Анкета родителей «Критерии награждения «вэшкой» » Памятка написания сочиненияПамятка написания сочинения Таблица расходов семьиТаблица расходов семьи Критерии награждения «вэшкой»Критерии награждения «вэшкой» Текст сценок, игрыТекст сценок, игры Оценочные листы работы группОценочные листы работы групп
Содержание работы и результаты групп 1группа «Искатели» Цель группы: Информационное исследование о денежных единицах и сопоставление их стоимости в разных странах Исследование на темы: «Зачем людям нужны деньги?», «История создания денег» Ход работы: Работа всех учеников с помощью инструкции о требованиях к сочинениям на темы:«Зачем людям нужны деньги?», «История создания денег» Создание слайдов с текстом выбранных лучших сочинений Поиск вместе с родителями настоящих денег наиболее знакомых стран и их изображений в интернете Поиск курса валют и определение самой дорогой среди найденных изображений
Содержание работы и результаты групп Выводы по результатам работы: Деньги - это монеты или бумажные купюры, которые позволяют людям покупать товар. Деньги других государств называют валютой. В классной коллекции представлены деньги разных стран. Валютный курс – это цена денежной единицы страны, выраженная в денежных единицах другой страны. Самая дорогая валюта – английский фунт стерлинг. Результаты работы: Слайды –тексты Слайды с изображением денег Таблица курса валют Выставка монет и купюр разных стран
Содержание работы и результаты групп 2 группа «Исследователи» Цель группы: Знакомство с разными торговыми точками в 7-м квартале, сопоставление в них цен контрольной закупки (шоколадки) для выявления наиболее выгодных условий покупки Анализ виртуальной рублёвой потребительской корзины «необходимого» и «желаемого» путём сопоставления цен Ход работы: Сходили на экскурсию по торговым точкам 7квартала (рынок, специализированный магазин, магазин-павильон, супермаркет) и сделать контрольную закупку (шоколадку) с целью выявления наиболее удачного места покупки Во время экскурсии в супермаркете сделали виртуальную покупку товаров необходимых и желаемых на сумму 100 рублей и сделать выводы
Содержание работы и результаты групп Выводы по результатам работы: Самый красивый, удобный магазин с огромным залом самообслуживания – это магазин «Елисейский», но цена товара там выше. Торговая точка на рынке и специализированный магазин продают шоколадку по самой низкой цене. Если вы хотите сэкономить, то выбирайте место покупки. 100 руб. семейного бюджета можно потратить по-разному. Можно купить жвачку, «Кириешки», а можно – хлеб. «Скелетоны» дороже кофе, а цена пачки чая примерно равна цене вафель «Хаба-баба». Цена шоколадки примерно равна 1 л молока. Когда тебе хочется купить или попросить у родителей желаемое, не забывай, что твой каприз может стоить так же, как необходимая вещь для семьи.
Содержание работы и результаты групп 3 группа «Статисты» Цель группы: Выдвижение и подтверждение гипотезы о наиболее затратных статьях расходов семей в классе с помощью нахождения среднего балла по данным статьям расходов; Создание учениками презентации «Какие товары «надо» и «хочу»» по результатам опроса класса, используя поиск информации в интернете, создание слайдов с использованием анимации Анализ анкет родителей: «За что можно получить «вэшку» ученику класса?» путём составления списка часто встречающихся критериев Ход работы: Посчитать средний балл класса по данным статьям расходов,определить максимально и минимально затратные статьи, подтвердив или опровергнув гипотезу Выявить и составить список наиболее встречающихся критериев награждения в анкетах родителей Научиться работать в программе компьютера для создания презентации по результатам опроса класса
Содержание работы и результаты групп 3 группа «Статисты» Выводы по результатам работы: В среднем в семьях нашего класса самый большой расход на питание - 28 б. На втором месте – жильё и одежда, обувь – 16 б. На третьем месте – обучение, образование- 12 б. Минимальный расход – отдых – 2 б. Всё это подтверждает гипотезу, что самыми затратными являются питание, жильё, одежда. Результаты работы: Таблица расходов семьи класса (по среднему баллу)Таблица расходов семьи класса (по среднему баллу) Критерии награждения «вэшкой» Презентация «Какие товары надо и какие хочу»
Содержание работы и результаты групп 4 группа «Артисты» Цель группы: Подготовка к сценическому представлению игровых обучающих эпизодов Проведение ролевой игры «Необитаемый остров» для закрепления основных экономических понятий по данной теме Ход работы: Анализ и выявление характерных черт, атрибутов персонажей, разучивание слов роли в сценках Проанализировать и выучить роль, сделать костюмы героев сценок Выучить слова, придумать движения детей в игре, подготовить реквизит для игры Результаты работы: Костюмы героев сценки (Незнайки, Знайки, дочери, подруги, мамы, папы) Сценическое представление : «Деньги», «Покупка» Систематизация потребностей на необходимые и желаемые
Содержание работы и результаты групп 5 группа «Художники» Цель группы: Анализ и создание эмблем команд Создание классной денежной единицы, её образа и названия Ход работы: Для денежной единицы: Провели в классе конкурс на самое оригинальное изображение классной денежной единицы. Проанализировали рисунки учеников класса и выбрали самые удачные предложения по изображению классной валюты Разработали эскиз «вэшки», создали трафарет «вэшки» Для эмблем команд: Проанализировали вид деятельности каждой команды и предложили различные атрибуты, характеризующие ее Разработали эскизы Тиражировали эмблемы для каждого члена команды Результаты работы: Рисунки эмблем команд на столах и у каждого участника Рисунок классной валюты и выпуск первой партии денег по трафарету
Информационные ресурсы Литературные: «Метод проектов – технология комплексно- ориентированного образования» Г.Б. Голуб Самара 2006г. «Экономическая культура» Дудников В.В. Самара «Наши семьи» МОО «Достижение молодых» Москва 1999г. «Экономика для детей» Райзберг Б.А. Учебник «Экономическая культура. 3класс»
ФИО Костина Светлана Александровна Контакт: Тольятти, школа 37, тел Контактная информация