1 класс МБОУ «Подужемская СОШ»
Актуальность В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком ИКТ. Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников – необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.
Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребенка ХХI века. Цели использования ИКТ: Повысить мотивацию обучения; Повысить эффективность процесса обучения; Способствовать активизации познавательной сферы обучающихся; Совершенствовать методики проведения уроков; Своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания; Планировать и систематизировать свою работу; Использовать как средство самообразования; Качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).
Информатизация начального образования проходит по следующим направлениям: Использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, использование в своей работе Интернет-ресурсов и т.д.; Проведение урока с использованием ИТ (применение ИТ на отдельных этапах урока, использование ИТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями); Осуществление проектной деятельности младших школьников с использованием ИКТ.
Возможности использования ИКТ в начальной школе. В своей работе мы широко используем возможности ИКТ. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо помнить заповедь «Не навреди!». Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а не в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должны быть четко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.
Требования, предъявляемые к учителю, работающему с применением ИТ: владеть основами работы на компьютере иметь навыки работы с мультимедийными программами владеть основами работы в Интернете
Основные возможности использования ИКТ, которые помогут учителю создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала: Создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.); Создание презентаций на определенную тему по учебному материалу; Использование готовых программных продуктов; Поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке уроков, внеклассного мероприятия, самообразования; Создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания; Создание текстовых работ; Обобщение методического опыта в электронном виде.
Мультимедийные технологии могут быть использованы: 1. Для обозначения темы - тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса. 2. Как сопровождение объяснения учителя - могут использоваться созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, создающие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации. 3. Как информационно-обучающее пособие - в обучении особенный акцент сегодня ставится на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процессе учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку. 4. Для контроля знаний - использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке.
Особенности мультимедийной технологии: 1. качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, четким и цветным изображением на экране; 2. с помощью доски и мела затруднено и нелепо объяснять работу с различными инструментами; 3. во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащегося достаточно хорошо освещено; 4. повышение уровня использования наглядности на уроке; 5. повышение производительности урока; 6. установление межпредметных связей; 7. преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся;
Использование готовых электронных продуктов (Цифровых образовательных ресурсов)
Работа с ресурсами Интернет
Спасибо за внимание!