Cреднее образование в Польше 18 лет преобразований IV Конференция по вопросам образования среди стран ЕЦА Tирана, октября 2007 года Ержи Вишневский CASE – Центр социально-экономических исследований (Center for Social и Economic Research)
Система школьного просвещения 1989 г.
Централизованная система учебная план и учебная программа учебники и другие учебно- методические пособия правила приёма учеников в школу, школьные объединения, классификация должностей правила присуждения дипломов и титулов
Профессиональные училища Промышленность – часть государственных предприятий Сельское хозяйство – под патронажем министерства сельского хозяйства Кустарные, ремесленные и декоративно- прикладные промыслы – ассоциации, кустарные и ремесленные организации
Распределение учащихся в структуре среднего образования %
Изменения в ПОП после 1989 г. Предприятия отказались финансировать учебно-производственные комбинаты Перешли под патронаж органов просвещения Отсутствие гарантии пожизненного трудоустройства на одном государственном предприятии Без участия нанимателей Медленное внедрение консультирования и рекомендаций
Модернизация ПОП после 1989 г. Меры, принимаемые министерством национального образования: Изменения в учебной программе – способствуя предпринимательству; Внедрение иностранных языков (трудно по причине нехватки учителей); Внедрение предмета Начала информатики; 76 независимо разработанных учебных программ; Проработка документации по учебным программам для новой классификации должностей.
Учащихся в системе среднего образования % 23% 30% 43% 32% 34% 38% 0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40% 45% 50% 1990/ /1996 Общее среднееОсновн.проф.Среднее професс.
Учащиеся ВУЗов тысячи процент Кол-во уч-ся Чистый коэф.охвата обучением
Реформа 1998 – 1999 гг. Новая структура школьной системы; Реформа учебной программы – внедрение основной учебной программы; Оценочная и экзаменационная система; Управление и контроль Финансирование школ; Направления профессионального роста для учителей и новая система оплаты труда.
Система просвещения, предложенная реформами 1998 года 80%20%
Учащиеся в средних учебных заведениях % 23% 30% 34% 43% 32% 27% 34% 38% 39% 0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40% 45% 50% 1990/ / /1999 Общее среднееОснов. проф.Среднее проф.
Внешняя экзаменация Общие обязательные тесты при окончании начальной школы При окончании гимназии. Экзамены на зрелость при окончании учебной программы в лицее. Центральные и региональные экзаменационные советы
Корректировка реформы (2001) Первые решения Правительства 3-летняя задержка внедрения «новой зрелости» Структура последних лет среднего образования - (техника) сохранялась
Структура школьного просвещения, внедренная в 2001 году
Программа для Международной Оценкки Успеваемости Студентов ( PISA) 2000, Средний пок-ль Менее %15% Более %13.7% Изменения в пределах школьной системы 63%83.3%
Учащиеся в старших классах средней школы % 23% 30% 34% 41% 42% 43% 32% 27% 15% 12% 34% 38% 39% 45% 46% 0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40% 45% 50% 1990/ / / / /2004 Общее среднееОснов.проф.Среднее проф.
Новая Maтура (зрелость) является становым хребтом реформы Внешние экзамены Объективный инструмент для оценки успехов как учащихся, так и самой школы Контроль качества
Процентное соотношение полученной «зрелости» (по типу обучения) 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% общеепрофильноеПроф.училища
Следующие шаги? Общее среднее образование –Качество и соответствие высшего и среднего специального образования Профильное общее среднее образование –Квалификации востребованные на рынке труда Основные профессиональные училища –Кратко- и долгосрочные перспективы Средние специальные (технические) учебные заведения