Принципы коррекционно- логопедической работы при устранении нарушений письменной речи Подготовила учитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Нарушения письменной речи Дисграфия (от греч. δυς- «сложность с» и греч. graphō «писать, изображать») – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма. Дислексия (от греч. δυς- «сложность с» и греч. λέξις «слова» или «словарь») избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения при сохранении общей способности к обучению.
Принципы коррекционно- логопедической работы Общие Специальные дидактические
Принцип комплексности Совместная работа психоневролога психолога логопеда учителя
Принципы ранней диагностики нарушения письменной речи и раннего начала коррекционно- логопедической помощи Ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на успешное преодоление нарушения.
Онтогенетический принцип Учитывается последовательность формирования нарушенной функции в онтогенезе. Пример 1. При аграмматической дислексии и дисграфии сначала формируются наиболее простые словообразовательные модели, затем более сложные на уровне слов, затем словосочетаний, фраз и текста. Пример 2. При оптической дислексии и дисграфии в начале формируются неречевые процессы (зрительно-пространственное внимание, восприятие, память), затем только речевые (на буквенном уровне) – усвоение образов букв, дифференциация оптически и кинетически сходных букв.
Принцип взаимодействия устной и письменной речи Письменная форма речи формируется на основе устной, нарушение последней часто становится причиной дисграфии и дислексии. Коррекционно-логопедическую работу необходимо начинать с исправления фонетических, фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений в устной речи, а только затем - в письменной.
Принцип систематичности и последовательности Программный материал распределяется на занятиях таким образом, что обеспечивается последовательное усложнение его от занятия к занятию, осуществляется связь последующего материала с предыдущим. Занятия по устранению нарушений письменной речи должны проводиться еженедельно по 2-3 раза в зависимости от выраженности нарушения.
Патогенетический принцип Учет механизмов нарушения чтения и письма при работе над их преодолением: недоразвитие зрительно-пространственного анализа и синтеза неумение различать графически сходные буквы несформированность слуховой дифференциации фонетически близких звуков неправильное произношение звуков нарушение языкового анализа и синтеза нарушение грамматического строя языка нарушение мнестических процессов, вследствие трудностей соотнесения и закрепления связей между зрительным образом буквы и акустическим образом звука
Принцип наглядности Рекомендуемые дидактические пособия, которые обеспечивают эффективное восприятие материала пиктограммы карточки схемы наборы таблицы кроссворды иллюстраций ребусы
Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития» Работа ведется: От предъявления более простых заданий к более сложным От отработки более простых конструкций к более сложным От звука (или слога) к тексту
Принцип включения родителей в коррекционно-логопедическую работу с ребенком Формы работы с родителями: Родительские собрания Речевые газеты Стенды Индивидуальные консультации Присутствие на занятиях «Круглые столы» «Экран успехов» и др.